В понедельник, 26 января, в Овальном зале Библиотеки иностранной литературы объявляли шорт-лист премии Ивана Петровича Белкина за лучшую впервые опубликованную повесть года на русском языке. Премию Юрия Казакова, учрежденную журналом «Новый мир» за лучший рассказ года, неделей раньше вручили Ольге Славниковой за «Сестер Черепановых». Премия Белкина, тоже жанровая, была учреждена в 2001 году издательством «Эксмо» и журналом «Знамя». Лауреатами успели стать Сергей Бабаян, Марина Вишневецкая, Валерий Попов и Владислав Отрошенко. Восстановлен «Белкин» в прошлом году при генеральный поддержке Фонда первого президента России Ельцина.
В коротком списке на этот раз оказались повести: «Медный закат» Леонида Зорина (журнал «Знамя»), «Про Иону» Маргариты Хемлин (журнал «Знамя»), «Выпавший из круга» Сергея Юрского (журнал «Знамя»), «Надежда умирает последней» Татьяны Марьиной (издание Костромской сельскохозяйственной академии), «Ничья» Игоря Фролова (журнал «Бельские просторы»), «Рая & Аад» Марины Палей (журнал «Зарубежные записки»). Как видите, дело не обошлось классическим толстожурнальным кругом, есть и темные лошади. Координатор премии и автор идеи, критик Наталья Иванова, кстати, требовала от жюри, чтобы от «Знамени» по законам этики было не более одного номинанта. Но коллективный разум жюри (на этот раз – главный редактор журнала «Континент» Игорь Виноградов в качестве председателя жюри, а также главный редактор еженедельника «Книжное обозрение» Александр Гаврилов, генеральный директор издательства «Время» Борис Пастернак, поэт, обозреватель Радио «Свобода» Елена Фанайлова, прозаик Владимир Шаров) противился и настоял на трех претендентах.
Члены жюри вообще капризничали, к примеру, вместо классической пятерки номинантов (по числу повестей Белкина) выбрали шестерых. Через месяц, в конце февраля, на Масленицу, финалисты скажут свои «малые нобелевские» и получат по пятьдесят тысяч рублей. Лауреату достанется сто пятьдесят тысяч (сумма небольшая, но все же больше, чем традиционные журнальные поощрения). А один из критиков, пишущих о прозе, получит диплом в номинации «Станционный смотритель». Пока же все радуются возрождению премии (после четырех лет безденежного молчания) и делают ставки. Маргарита Хемлин и Сергей Юрский, кстати, были на оглашении шорт-листа, и Юрский даже произнес проникновенный спич, подняв на щит толстые журналы. Он сравнил их с компасом. Это очень верное сравнение.