Жан Бло несколько заслонил Зою Богуславскую.
Фото Антона Цумана
В «Ленэкспо» (Санкт-Петербург) в самом конце апреля прошел Международный писательский форум. Его организаторы – правительство Санкт-Петербурга и международная ассоциация «Живая классика» – приурочили мероприятие к открытию VI Петербургского книжного салона. На форуме выступали такие писатели, как Людмила Петрушевская и Михаил Веллер, Зоя Богуславская и Владимир Шаров, Вячеслав Пьецух и Анатолий Королев и др.
Нужна ли литература в школе и зачем? Какова роль писателя в современном обществе? Круглые столы на эти темы собирали немало участников и слушателей. Но, пожалуй, самым ярким стал последний – «Литература как способ формирования имиджа страны за рубежом». Первым из иностранных гостей на нем выступил экс-председатель Всемирного, а затем Французского ПЕН-центра писатель Жан Бло. «Русская литература для меня, – сказал он на прекрасном русском языке, – это лицо литературы как таковой». По мнению Жана Бло, русский роман XIX века имел такой резонанс, к примеру, во Франции потому, что он открыл очень интересного человека, и французы с удивлением обнаружили его в себе. Свое выступление Жан Бло закончил тем, что в наших силах сделать так, чтобы «сквозь политический туман вновь проступило русское человеческое лицо».
Мировая литература – это грандиозный общечеловеческий оркестр, но у каждой нации есть своя «тональность». О том, что «русская тональность» очень важна в этом оркестре, говорили все участники встречи. Александр Мелихов заметил, что люди читают художественную литературу не для знаний, а для эмоций, ища в ней психологический комфорт. Читая русскую литературу, европеец хочет любить в ней себя. Ему возразила Зоя Богуславская: «Интерес к отрицательным героям всегда «забивал» литературное «утешительство», и хотя на многие годы Россия на Западе «выходила из моды», сейчас очевидно возрождение интереса к русской литературе». Поддержал эту позицию французский издатель Симон Пьер Амлен, который владеет магазином, продающим книги на четырех языках: «Русская литература сейчас продается гораздо лучше, чем вы думаете!»
Прекрасной была и «культурная программа» форума. Экскурсия «Литературный экспресс» прошла на уникальном экспонате питерского транспортного парка – желто-синем троллейбусе детства и юности собравшихся (такие перестали ходить в середине 70-х). Экскурсию по Петропавловской крепости и Музею истории Санкт-Петербурга провел историк Лев Лурье. Писатели также открыли навигацию на Неве: банкет на крытом кораблике под «Венгерские танцы» Брамса прошел на редкость удачно. «Для меня, – сказал глава Союза писателей Петербурга Валерий Попов, – сейчас апофеоз форума. Русские, итальянцы, французы, испанцы – мы все вместе, и мы хорошо поработали!» А впереди в отблесках закатного солнца алели окна проплывающих мимо дворцов.