Александр Александров, Всеволод Емелин, Елена Исаева, Вера Полозкова и Андрей Коровин выходят для поклонов.
Фото Анатолия Степаненко
Открытие нового, седьмого литературного сезона в Булгаковском доме органично вписалось в программу «Биеннале поэтов». С прошлого сезона произошли кое-какие изменения: теперь литературные вечера периодически будут проходить в новом Театральном зале на 120 мест с современной аппаратурой. Большая сцена диктует и новые, концертно-театральные формы, и наличие входных билетов, правда, за вполне символическую плату.
Сезон в Булгаковском доме открылся концертом «Поэзия и джаз», в котором принимали участие музыкант и композитор Александр Александров, он же Фагот (второе имя родилось от названия инструмента, на которым музыкант играл еще в 1980–1981 годах в составе «Аквариума» и которым виртуозно владеет так же, как и прочими духовыми), и поэты Всеволод Емелин, Елена Исаева, Андрей Коровин, Вера Полозкова. Все, кто не пришел на этот вечер, сильно об этом пожалели. Потому что представить себе более разных авторов и тем более их всех вместе на одном концерте, казалось бы, просто невозможно.
Помнится, один композитор говорил, что на музыку можно положить все, даже передовицу «Правды». Фагот же в этот вечер вспоминал слова Сергея Курехина, с которым он работал: «Репетируют те, кто играть не умеет». Стихи жили на сцене своей жизнью, а музыка оплетала их, как умелая любовница, то поглаживая, то пощипывая. Перевод языка слов на язык музыки посредством джазового аккомпанемента на различных духовых инструментах произошел так естественно, как будто стихи сами только этого и ждали. Необходимо уточнить, что Фагот уже выступал в подобных проектах – с Андреем Битовым, Дмитрием А.Приговым, Вячеславом Куприяновым. А на недавно завершившемся Волошинском фестивале в программе также стоял вечер «Поэзия и джаз» с участием Сергея Бирюкова, Змитера Вишнева, Андрея Коровина и Сергея Соловьева, который прошел на ура.
Фагот для каждого стихотворения находит свою индивидуальную личность-мелодию. Маршевый ритм удивительно подошел к стихотворению Всеволода Емелина «Лили Марлен». Елене Исаевой, которая читала любовную лирику, он добавил тревожную дрожащую ноту. К стихам Андрея Коровина он написал музыку заранее: грозную рокочущую фонограмму с единичными печальными аккордами – на стихи памяти Алексея Парщикова; заунывную этническую тему – на «Крымскую степь», плотоядную языческую мелодику шаманской пляски – на «Любить дракона». А больше всего коррелировали форма музыки и содержание стихов в случае с лирикой Веры Полозковой.
Давно не приходилось видеть столько молодежи на литературном вечере, сколько было в этот раз. Зал был полон, а слушатели даже стояли и сидели в проходах. Они слушали стихи, затаив дыхание, периодически смеясь, активно хлопая и крича: «Браво!» Атмосфера в зале напоминала скорее именно джазовый концерт, а не поэтический вечер. Стоит добавить, что идея цикла вечеров «Поэзия и джаз» принадлежит куратору салона Андрею Коровину. И можете быть уверены, что следующие вечера будут не менее удачными. Ударим поэзией и джазом по бескультурью и бездорожью!