Хозяйка фестиваля Лилия Газизова (в центре) показывает казанские достопримечательности гостям из Санкт-Петербурга – Евгению Мякишеву и Майе Шереметевой. Фото Александра Эшкинина
16.05.2013 00:01:00
Тукай, «Ладомир» и весна
Весна в Татарстане – самый литературный сезон. Во-первых, день рождения Габдуллы Тукая, «солнца татарской поэзии», во-вторых, Ладомир – Международный Хлебниковский фестиваль, который можно назвать традиционным, поскольку в этом году он прошел во второй раз. И много других литературных вечеров, праздников и конкурсов. Но сейчас – о Хлебникове и поэтах. Будетлянин провел в Казани около 10 лет. Поэтому не случайно, что в этом городе, где «пересекаются параллельные», мирно уживаются «разное и разные», появился Хлебниковский фестиваль «Ладомир». Этот форум – своеобразное продолжение прошедшего также в Казани в декабре 2012 года Международного поэтического фестиваля имени Лобачевского. «Я – Разин со знаменем Лобачевского», – писал о себе Хлебников, который, подобно создателю неевклидовой геометрии, совершил переворот, но в поэзии.
Официальному открытию форума, состоявшемуся в старинном особняке Оконишникова, Доме писателей Татарстана, предшествовала экскурсия по хлебниковским местам, которую провела Александра Биряльцева. Начался путь у главного здания Казанского федерального (Приволжского) университета, иначе говоря, на «сковородке» – излюбленном месте встреч казанских студентов, прямо у подножия памятника Володе Ульянову. Кульминацией экскурсии стал показ знаменитой кукушки. Точнее, ее чучела, созданного рукой Хлебникова. Этот вид кукушки, встречающейся в Поволжье, был им, поэтом Хлебниковым, впервые описан.
Состав участников отличался эклектичностью, характерной для казанских фестивалей. Поэты разных поэтических школ и направлений, редко пересекающиеся за пределами толерантной столицы Татарстана, не только мирно уживались, но и вступали во вполне дружеский и продуктивный диалог.
Специально к фестивалю был издан альманах поэзии «Пушкиноты», в который вошли не только стихи участников, но и стенограмма круглого стола «Самовитое слово в XXI веке», состоявшегося на первом фестивале, редкие фотографии Казани конца XIX – начала XX века. Это издание Международного Хлебниковского фестиваля «Ладомир» планируется выпускать ежегодно.
На празднике поэзии в университете Евгений Степанов представил сотый номер журнала поэзии «Дети Ра», который уделяет много внимания творчеству казанских авторов. Безусловно, событием стал приезд в Казань поэта Александра Тимофеевского, который за три фестивальных дня не раз признавался в любви к Хлебникову. В музее Василия Аксенова прошли творческие встречи с Александром Переверзиным (интервью с ним читатйте на стр. 2 этого номера «НГ-EL»), который не только читал свои стихи, но и представил книги своего издательства «Воймега», а также с Вадимом Терехиным, Александром Навроцким и Милошем Камилем Манастерским (Польша), Еленой Ивановой-Верховской, представившей новую книгу «Другая память», Ириной Суглобовой и др.
Одно из самых загадочных произведений Хлебникова называется «Доски судьбы». Оно находится на пересечении параллельных прямых поэзии, языкознания, истории, математики и философии. Поэт говорит о том, что в нашем мире все подчиняется определенным числовым закономерностям, надо только найти их – и жизнь изменится в лучшую сторону. Подобные интуитивные озарения, своеобразные творческие ассоциативные взаимопроникновения мыслей, образов, чувственных восприятий имели место и в выступлениях участников Хлебниковского фестиваля на круглом столе «Поэт-будетлянин сегодня: штрихи к портрету».
Второй фестивальный день совпал с международной акцией «Библионочь», в рамках которой прошла встреча с поэтами Санкт-Петербурга Арсеном Мирзаевым, Евгением Мякишевым, Секвой Гуревичем, Майей Шереметевой.
На закрытии фестиваля были вручены дипломы творянина и памятные плакетки работы казанского художника Рашида Тухватуллина. Их обладателями стали Александр Тимофеевский, Арсен Мирзаев, Евгений В. Харитоновъ, Александр Навроцкий и Алексей Остудин.
Девятнадцатилетним студентом Хлебников написал о себе: «Он связал время с пространством». Идея объединения времен встречается в его творчестве неоднократно. Время – мера мира. Наступила эра Велимира.
Комментарии для элемента не найдены.