0
2571
Газета Факты, события Интернет-версия

31.10.2013 00:01:00

За эстетическую плотность

Тэги: мир внутри слова, зейферт, стихотворение, создание


мир внутри слова, зейферт, стихотворение, создание

Елена Зейферт призывает поэтов не злоупотреблять цитатами. Фото автора

В октябре прошло очередное занятие литературной мастерской «На Малой Пироговке» при литературном клубе «Мир внутри слова». Руководителем клуба и мастерской является Елена Зейферт, писатель, доктор филологических наук, профессор кафедры теоретической и исторической поэтики РГГУ. К опыту ведения мастер-классов она подошла после разработки университетского курса «Литературное творчество» и многолетней работы с рукописями художественных произведений в качестве редактора поэзии и художественной прозы.

В этот день в литературной мастерской собрались люди самых разных занятий и профессий: поэты, переводчики, преподаватели, финансисты, биологи, увлеченные одним общим занятием – поэзией. Форматы мастерской разнообразны: критический анализ и обсуждение работ участников, индивидуальные консультации преподавателя, лаборатории по поэзии, прозе, художественному переводу. На этот раз Елена Ивановна предложила студийцам новый формат встречи и прочла для участников авторскую лекцию «Рекомендации по созданию стихотворений».

Данные рекомендации предназначены для литераторов, находящихся на стадии формирования. Следуя авторской терминологии, наиболее продуктивно применять их на стадии перехода от социологической фазы творчества к собственно эстетической и на стадии становления на эстетической фазе. В начале лекции Зейферт пояснила предложенные ею термины, обозначив один из наиболее распространенных путей творчества. Первой ступенью творчества зачастую является психологическая фаза, во время которой «пишущий человек нередко начинает создавать произведения в силу психологических причин – облегчить душевные переживания, передать то лучшее, что таится внутри». Далее следует социологический этап, на котором «пишущий начинает поиск читателя, стремясь вынести на его суд свои творения». Лектор утверждает, что «только переход к третьей стадии – эстетической – позволяет говорить о ценностной плотности написанного». На этой фазе творчества произведения обращены к широкому, в большинстве своем незнакомому читателю.

Елена Зейферт называет самокритику «одним из важнейших инструментов при создании художественного текста». И применять самокритику нужно не только по завершении стихотворения, но и в процессе его создания. Важно строго оценивать легко или даже с трудом сочиненные стихотворные строчки. Автор особо подчеркивает, что в процессе создания стихотворения надо намеренно замедлять, затруднять работу и тщательно отбирать слова, отказываясь от «не только слабых, но и от средних по качеству стихов». Включая механизмы самокритики, поэт в первую очередь оценивает то качество рождающегося текста, которое Елена Зейферт назвала «эстетической плотностью» каждого его фрагмента.

На занятии были озвучены примеры из Юрия Левитанского, Алексея Парщикова, Бахыта Кенжеева, Ирины Ермаковой, Андрея Сен-Сенькова и других поэтов. Елена Зейферт заметила, что «процесс рождения художественного текста – одновременно иррациональный и интеллектуальный». Пишущим стихи несомненно знакома ситуация, когда еще перед появлением замысла произведения поэт словно «слышит» мелодию будущего стихотворения. Лектор объяснила: «Уловить мелодию стиха – значит подойти вплотную к созданию произведения, нащупать, материализовать, обрести его контуры».

Профессор задавала слушателям провокационные вопросы: «Должен ли поэт знать правила стихосложения?». И, послушав их размышления, сама отвечала. О том, что наличие ряда талантливых поэтов-самородков лишний раз доказывает, что поэзия носит интуитивный характер. О том, что филологическое образование порой мешает человеку писать стихи, и лишь истинному поэту – помогает. Однако, заметила она, любому поэту не будет лишним знать хотя бы основы стихосложения. Для самоконтроля. Для расширения кругозора. Для ответа критику-дилетанту.

В целом Елена Зейферт побудила участников мастерской к самостоятельной работе по изучению основ теории стихосложения. «Между использованием множества художественных тропов и талантом нет знака равенства», – говорила она слушателям. Кроме этого, она обратила внимание на важность графического оформления стихотворного текста, познакомила с сегодняшними тенденциями в данном вопросе, указала на необходимость поиска новых, современных путей воплощения замысла в поэтических текстах, призывала не злоупотреблять цитатами из других авторов. Лекция Елены Зейферт «Рекомендации по созданию стихотворений» вскоре должна быть опубликована в журнале «Литературная учеба».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1467
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1673
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1776
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4091

Другие новости