Весомую энциклопедию представлял не менее весомый ведущий вечера. Фото автора
В Малом зале ЦДЛ состоялась презентация бестселлера для высоколобых читателей – книги «Энциклопедия Русской философии», вобравшей в себя обширный набор профессионально размышляющих индивидуумов с российскими корнями. Сама идея вычленить собственно «Русскую философию» – довольно дерзкое в мировом масштабе начинание. Большинство западных коллег отказалось от участия в проекте, объяснив, что никакой-де «русской философии» не существует вовсе. Интерес к теме русского ментального творчества проявили лишь Франция (видимо, памятуя о Наполеоне) и Сербия (судя по всему, вспоминая много чего).
Издание получилось в некоторых моментах буквально провокационно-революционным. В заслуживающие пристального внимания мыслители внесены не только Пушкин, Лев Толстой, Достоевский, Тургенев, Брюсов и другие видные культурные персоналии, но и целые родовые ветви именитых литераторов. Например, кроме статьи о разноплановом мыслителе Андрее Белом – упомянуты многоходовые воззрения его папы, философа Николая Бугаева. Да и поэт Александр Блок – также соседствует на страницах энциклопедии со своим чуть менее великим отцом, тоже Блоком и даже тоже Александром (только Львовичем).
Особое внимание отведено будоражащим кровь литературным манифестам (символистов, акмеистов, футуристов), призванным «свергнуть все на корню и зачать принципиально новое». Новое хоть так и не народилось, но сам призыв в анналах русской мысли обосновался прочно.
Отдельная тема – «умозрение в красках» Феофана Грека и Андрея Рублева, относящееся к периоду, когда Русь была еще не литературоцентричной, а «иконоцентричной». Специальные упоминания – Ленин, Троцкий, социалисты всех мастей и «учение товарища Сталина о языкознании». А отдельная песня – «жаждущие чего-то немузыкального» композиторы: Мусоргский, Скрябин…
Выступления ораторов порой настолько отдавали площадной призывностью, что так и хотелось, по Есенину, «задрав штаны бежать за комсомолом». Например, был озвучен тезис: «Есть в России свои многочисленные Платоны, но нет на них Аристотеля!» Намек на демографию: всем бросаться стремглав рожать новых Аристотелей и прочих талантливых комментаторов!
Исследователь «русскомыслимости» Василий Венчугов грозно поратовал за отход от всех стереотипов, коими кишит академическая среда, и отдаться новым цифровым технологиям: «Отчетность на российских кафедрах ведется по бумажным публикациям в ваковских изданиях. Интернет-статьи – даже на самых престижных международных научных порталах – не ставятся ни в грош».
Впрочем, коллега Венчугова (тоже доктор философии и тоже профессор) Петр Калитин выразил свое академическое «фи» нововведениям: «Вся мировая философия, мол, взращена исключительно на бумажных носителях!»
По итогам обсуждений электронной селекцией решено не заниматься. Раз обходились испокон веков книжками – нехай и дальше именно так произрастает родная философия.
Впрочем, это не помешало книжным пиратам оперативно отсканировать и вывесить в Мировой паутине цифровую версию энциклопедии на первый взгляд вроде такой «невостребованной и элитарной» русской мысли.