0
2005
Газета Факты, события Интернет-версия

25.06.2015 00:01:00

«Толстяки» в свете софитов

Тэги: толстяки на урале, литературный фестиваль, екатеринбург


Слово «толстякам»: главный редактор «Знамени» Сергей Чупринин, главный редактор «Октября» Ирина Барметова, главный редактор «Дружбы народов» Александр Эбаноидзе, заместитель главного редактора «Нашего современника» Александр Казинцев, соредактор «Звезды» Андрей Арьев, главный редактор «Невы» Наталья Гранцева, главный редактор «Урала» Олег Богаев. Фото Игоря Владимира

Одним из важнейших событий последнего времени стал литературный фестиваль «Толстяки» на Урале». Редакции журнала «Урал» пришла идея собрать в Екатеринбурге редакторов толстых журналов и их авторов.

Собрать удалось не всех. В России выходит несколько десятков изданий, которые по давней, идущей еще с XVIII века традиции можно отнести к толстым литературным журналам. В Екатеринбург приехали сотрудники «Нового мира», «Нашего современника», «Знамени», «Сибирских огней», «Октября», «Звезды», «Невы», «Бельских просторов», «Дружбы народов». Встречали гостей коллеги из журнала «Урал».

Настроение фестиваля беспрестанно менялось. От безысходности до оптимизма. Были слова об устаревшем формате изданий, о потере журналами многих читаемых авторов, об очевидной скорой гибели всей бумажной литературы, но на эти утверждения находились контраргументы, и редакторы веселели, ободрялись.

Менялось и настроение авторов «толстяков». Например, мы с Сергеем Шаргуновым участвовали в круглом столе «Писатель и СМИ: проблемы и пути взаимодействия». Несмотря на благожелательный тон дискуссии, стену (или ров), существующий между писателями и средствами массовой информации преодолеть не удалось. Представители СМИ чуть ли не хором доказывали, что рассказывать о современной литературе неинтересно и попросту убыточно для изданий. Не хотят, мол, смотреть, не хотят читать. Они просили литераторов стать чуть ли не шоуменами, писатели же отвечали, что их дело – писать книги, а не веселить публику. Жаловались, что журналисты, пишущие о литературе и вообще культуре, в большинстве своем ничего в литературе и культуре не понимают и не хотят понимать; что рецензии на книги, обзоры журнальных публикаций из СМИ почти исчезли… Покидали писатели и журналисты круглый стол, кажется, не найдя точек для совместной работы.

А вечером того же дня в Свердловском академическом театре драмы состоялось торжественное открытие фестиваля и гала-концерт, которые попросту изумили. Сначала сотрудники толстых журналов в свете софитов рассказали о своих изданиях. Коротко и ярко, вкусно, так, что многим захотелось найти и открыть журналы, почитать… Художественные номера были и остры и сочны. Знаменитый уральский юмор то и дело перерастал в тонкую, умную сатиру.

Наблюдая за этим, мы с Шаргуновым стали шепотом мечтать, вот бы этот концерт показали, скажем, по Первому каналу. Зрелищностью он не уступал тем шоу, что крутятся в телевизоре почти каждый вечер, а пользы бы оказалось куда больше. И сколько бы людей заинтересовались современной литературой и литературной периодикой…

Большой зал театра был полон. Да и на остальных встречах, вечерах, презентациях недобора слушателей не наблюдалось. Современную литературу хотят знать, но, как показывает общение с читателями (или, вернее, потенциальными читателями), зачастую попросту не знают, где ее, настоящую, искать. «Полки книжных магазинов переполнены, а почитать что-то нечего», – можно было услышать многократно. А между тем один из лучших способов найти произведение по душе – обратиться к «толстякам». Каждый номер каждого из них – это дневник того, что в литературе происходит. Новая проза, новые стихи, критика, рецензии… Толстые журналы, хоть и не без потерь в тиражах, пережили социально-политические бури конца ХХ века, традиция их издания сохранилась. А вот традиция следить обществу за жизнью журналов, к сожалению, почти прервалась. Но, быть может, такие фестивали, какой прошел в Екатеринбурге, хоть отчасти эту традицию реанимируют. Местные СМИ, к слову, фестиваль осветили подробно и свежо, явно не по принуждению; были и нотки иронии.

На следующий год или через год «толстяки» соберутся снова. Хотелось бы увидеть «Вопросы литературы», «Москву», «Дон», «Север», «День и ночь», «Дальний Восток», «Сибирь», «Странник». Русская литература прочно, хоть и почти незримо, скреплена нитями литературных журналов. Отлично, что в Екатеринбурге, где с литературой, если взять количество талантливых и востребованных прозаиков, поэтов, критиков, драматургов, всё, кажется, очень даже неплохо, решили эти нити высветить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2154
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4893
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2685
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3089

Другие новости