В кулуарах Школы –
писатель Владимир Шаров и переводчик с арабского Серафим Юрьев. Фото автора |
В Москве прошли занятия первой Русско-арабской школы молодого переводчика, организованной российским Институтом перевода совместно с Библиотекой иностранной литературы им. Рудомино (ВГБИЛ). Открыли школу генеральный директор ВГБИЛ Вадим Дуда, чрезвычайный и полномочный посол Египта в России Мохамед Эль-Бадри и руководитель Института перевода Евгений Резниченко. В программе занятий участвовали литераторы Владимир Шаров и Евгения Вежлян, мэтры российской арабистики Надежда Степанова (МГИМО), Дмитрий Микульский (ИСАА МГУ) и др.
Участники школы – студенты и выпускники профильных вузов России и арабских стран – слушали доклады на секциях IV Международного конгресса переводчиков. Для гостей была подготовлена культурная программа (включавшая, в частности, эксклюзивную экскурсию по самым таинственным станциям московского метро). Прошли учебные занятия в разных форматах: лекции, семинары, круглые столы. Мастер-класс по переводу русской прозы на арабский язык провел корифей художественного перевода Абдула Хаба (Ирак), по переводу арабской юмористической прозы на русский – руководительница школы, преподаватель Хьюстонского университета Сарали Гинцбург.
Одним из интересных моментов программы был круглый стол о взаимодействии культур с участием главного редактора журнала «Зарубежная культура» (Багдад) Тахсина Раззака Азиза, директора по международным связям российско-египетского Центра гуманитарного сотрудничества Моны Халиль, директора Центра российско-иракских исследований Владимирского госуниверситета Диа Нафи Хасана и др. Директор Бюро культуры Египта в Москве д-р Атеф Мохамед рассказал о том, что в арабской традиции переводчик приравнивается к писателю, его имя всегда тоже выносится на титульный лист. А в европейской и, в частности, русской традиции имя переводчика скрыто где-то в выходных данных книги... Однако переводчика нужно уважать и любить, это подлинный демиург!
О взаимодействии культур можно было судить уже по списку слушателей, начинавшемуся с фамилий – арабских и русских арабского происхождения: Абдельхамид, Абдулмеджидова, Абдульхалилова... Всего прошли обучение в школе 15 участников (против планировавшихся 12) из России, Египта, Ирака, Объединенных Арабских Эмиратов. Общим пожеланием при обсуждении итогов Школы было сделать программу школы регулярной и добавить к ней «зеркальную» версию ежегодной Арабско-русской школы переводчика в арабских странах.
Среди запомнившихся в дни работы школы ярких мелочей – длинные, по пояс, дреды российского студента, обучающегося на дипломата. Очень хотелось бы, чтобы молодой специалист сохранил растаманский образ и по выходе на работу... Это было бы достойное дополнение к практике и духу современной международной дипломатии.