0
1749
Газета Факты, события Интернет-версия

09.02.2017 00:01:00

Попытка договориться о терминах

Тэги: бдт им. товстоногова, музей им. бухрушина, искусство, композиция, китч


фото
Художник Эдуард Кочергин бросил вызов
московскому китчу.
Фото Андрея Рушайло

В течение двух дней художник и писатель Эдуард Кочергин – прославленный русский сценограф, бессменный главный художник БДТ им. Товстоногова, лауреат многих премий – представлял москвичам свою книгу «Категории композиции. Категории цвета».

Первая встреча Кочергина с читателями в магазине «Москва» началась вступительным словом издателя Алексея Захаренкова: «Проза Кочергина – это выдающаяся литература рубежа ХХ–XXI веков. Ни по языку, ни по драматургии, ни по сюжетной линии я аналогов не знаю». Захаренков рассказал о начале их совместной работы – с иллюстраций книги пьес Чехова эскизами декораций Кочергина, об уже выпущенных пяти книгах, одна из которых была удостоена премии «Национальный бестселлер».

Польские корни, художественное дарование, углубленное чтение – триумвират, на котором вырос уникальный стиль, особый язык Кочергина-прозаика. Плюс судьба: бегство из омского приемника для детей репрессированных родителей и шестилетний путь мальчишки обратно в Ленинград через все мыслимые тернии тех лет. На вопрос, как и чем формировался язык его прозы, он ответил: «Да, я прошел через огромную толщу людей, и я очень хорошо слушал. И, конечно, чтение и поэзия». Не обошлось без вопросов о влиянии блатного языка, неизбежно усвоенного автором в детстве. «Этот язык обладает очень большой энергией. Надо отбросить его отрицательную силу, тогда остаются удивительно точные, образные, энергичные слова».

Душевный разговор с читателями о литературе, театре, жизни, новой книге продолжился в Музее им. А.А. Бахрушина, куда поздравить своего товарища по цеху пришли художники.

Кочергин призвал художников сформировать свою нотную грамоту, ибо есть грамота пространства и законы, по которым обращаются с пространством, с предметом в нем, с цветом. «У нас мало точных, конкретных слов, которые определяли бы категории изобразительного искусства. Ритм. Земное притяжение в искусстве. Упругость, наполненность. Напряженность линии. Масштабность. Об этом думали с Античности, с древних времен, это разрабатывали Кандинский, Фаворский, Клюн, Матюшин, и все закрыли в 20-е годы. Не успели, нет у нас языка».

Борис Мессерер, поздравляя Кочергина, сказал: «Эта книга – высокая попытка договориться о терминах. Сформулировать понятия. Она – очевидный вклад в теорию искусства. И если брать академический аспект нашей деятельности, то она и есть – академия художеств».

Художник Александр Рюмин отметил, что «непревзойденный Кочергин в своей книге воплотил себя, свое понимание искусства и профессиональное умение».

Театральный художник Сергей Бархин сказал про книгу: «Подвиг и послание потомкам старейших мастеров, творческий жест Мастера, тот самый выпад меча».

Юрий Норштейн сказал: «Я был счастлив этой книге. В ней те самые необходимые кристаллы, из которых потом выращивается то, что происходит не только на сцене, но в любых искусствах… Это бесконечная книга…»

Кочергин сказал: «Композиция – тяжелое дело. Я много лет преподавал и убедился – нет никаких пособий. Как учить? А ведь мы с этим в жизни сталкиваемся! Я приехал в Москву и ужаснулся: фантастический китч гуляет по столице! Это падение, порча вкуса, но кто-то же это делал! Подзаголовок моей книги, букваря, как назвал ее Василий Ракитин, – «Практические исследования основных понятий». Категории нашего древнего многовекового дела для всех – пусть он живописец, ты график, я театральный художник – одни и те же. И их можно рассказать в течение 30 минут. Но чтобы понять их, надо много прожить и прожить практически – руками, мозгами. Художник – исследователь, а если потерять это качество, то все, конец. Вы начнете творить, станете гением и – конец...»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2254
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5035
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2770
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3193

Другие новости