Скриншот трансляции
Премия "Национальный бестселлер", - детище покойного критика Виктора Топорова, единственная крупная литературная премия, вручаемая не в Москве, а в Санкт-Петербурге, завершила свой семнадцатый сезон. Финалисты и их номинаторы, члены жюри и питерская публика собрались на сей раз на Новой сцене Александринского театра, а не «Астории», как обычно.
Механизм премии, как известно, таков. Назначенные Оргкомитетом номинаторы выдвигают каждый по свежему тексту любого жанра. Большое жюри, состоящее из литераторов, издателей, книготорговцев и т.д., выбирает по два самых понравившихся текста из длинного списка. Одному отдают три балла, второму один. Попутно, в интерактивном режиме пишут лихие рецензии на прочитанное. Это, пожалуй, одна из самых увлекательных частей литзабега, - все рецензии выкладываются в открытом доступе на сайте премии и уж поверьте, там есть, что посмаковать. В итоге баллы складываются и шестерка чемпионов выходит в финал. В прошлом году, правда, авторов на финише оказалось пять, а в этом аж семь, но это так, легкие флуктуации.
Далее в дело вступает Малое жюри. Победитель прошлого сезона (в этом году – писатель и историк Леонид Юзефович) и пять непрофессиональных читателей, представителей искусства, шоу-бизнеса, науки… Да чего угодно, только не литературы. В этом году современной литературой проникались певец и репер Баста (он, кстати, на церемонии душещипательно исполнил вместе со своими музыкантами несколько композиций), актриса и всем известная следователь-Маргарита Анна Ковальчук, талантливый режиссер Борис Хлебников, композитор Настасья Хрущева и архитектор, создатель, в частности, московской башни «Федерация», Сергей Чобан. Члены жюри читают все книги шорт-листеров, и каждый кулуарно голосует за одну. Потом сдают конверты на контроль почетному председателю, а ведущий, музыкальный критик, едкий и тонкий устный комментатор шорт-листных работ Артемий Троицкий на большом ватмане рисует красные сердечки напротив фамилий финалистов. Каждый голос - сердечко.
Финалисты в этом году были следующие. Скандальный художник Александр Бренер с беспощадным сборником «Жития убиеных художников» про главных действующих лиц актуального искусства от Гельмана до Павленского. Бренер, кстати, на церемонию не явился, потому что презирает любые премиальные институции (узнав об этом, зал разразился аплодисментами). Екатеринбургский критик и литературовед Сергей Беляков с историей становления украинской нации «Тень Мазепы». Сценарист Елена Долгопят с фантастическими новеллами «Родина», прозаик и сценарист Андрей Рубанов, когда-то прозвучавший именно в шорте «Нацбеста» со своим романом «Сажайте и вырастет» - с новой работой «Патриот». Томский журналист Андрей Филимонов с дебютной лубочно-пост-деревенской прозой «Головастик и святые» (выдвиженец автора этих строк), петербургская писательница Фигль-Мигль, долгое время ходившая под маской и получавшая «Нацбест» несколько лет назад, с романом о воскресших жертвах сталинских репрессий «Эта страна». И вышедшей в «Дружбе народов» роман Анны Козловой «F20» о шизофрении.
Бренеру и Козловой досталось по два голоса (за роман первого выступили Баста и Хрущева, восхитившая зал фееричной, все ускоряющейся речью, практически музыкальным верлибром, за вторую - Хлебников и Чобан). Юзефович поддержал Филимонова (ему же кстати, по собственному признанию, отдал бы свой голос и Троицкий, но он никак не влияет на решение жюри). Ковальчук проголосовала за Долгопят. В результате вышла ситуация клинча между Бренером и Козловой – два на два. Тут-то и вступил в свое право специально для этого полагающийся почетный председатель жюри, которым на сей раз выступил гендиректор Первого канала, продюсер Константин Эрнст. Он похвалил Бренера, но голос отдал за Анну Козлову, которую, между прочим, давно знает. Она ведь за последние годы написала несколько прозвучавших сериалов для «Первого». Надо отметить, что победитель обычно делится долей денежной премии со своим номинатором, а номинировала Анну Козлову журналист, социолог, дочь основателя премии Аглая Топорова. Все финалисты, кроме неявившегося Бренера, получили в подарок красивые фарфоровые тарелки и утешительную сумму (практически блюдечки с голубой каемочкой), а победителю досталась еще одна большая тарелочка. Кстати, в этом году впервые победил роман, выдвинутый в толстожурнальной версии, так что попутно можно поздравить не только Анну, но и журнал «Дружбу народов». Что я и делаю.
Народ в зале ликовал, в особенности, писатель и профессор филологии Андрей Аствацатуров. И даже Герман Садулаев, переносящий третий по счету бан Фейсбука, выглядел весьма радостно. В светско-фуршетной суматохе мелькали лица книгопродавцев, людей кино, искусства и, конечно питерских писателей - благородного Валерия Попова, к примеру, или модного массажиста Валерия Айрапетяна… Рядом мирно кружили и либералы, и левоцентристы, и анархофашисты. А дирижировал оркестром литсекретарь «Нацбеста», писатель Вадим Левенталь.
Санкт-Петербург-Москва