Михаил Сеславинский наглядно продемонстрировал свою любовь к Максимилиану Волошину. Фото автора |
140-летие со дня рождения поэта, переводчика, художника Максимилиана Александровича Волошина (настоящая фамилия – Кириенко-Волошин; 16 (28) мая 1877 года, Киев – 11 августа 1932 года, Коктебель) библиофилы отметили клубным заседанием в своей штаб-квартире в Сытинском переулке. С основным докладом по теме встречи выступил автор книги «Страна Коктебель» Евгений Жарков. Он рассказал о составе и судьбе библиотеки поэта, насчитывавшей около 10 тыс. томов. Будучи увлеченным книжником, поэт очень ревностно относился к сохранности своих фондов, о чем сохранилось немало свидетельств современников. Чего только стоит громко прозвучавшая в свое время история с пропавшими изданиями, из-за которых поэт поссорился с Осипом Мандельштамом. Между тем библиофилы знают, что в библиотеке Волошина практически не было особо редких изданий. Исключением являются баллада «О трех рыцарях и о рубахе» Жака де Безье в переводе Ильи Эренбурга и с гравированными рисунками и текстами работы художника Ивана Лебедева (1916); сборник Валентина Парнаха «Словодвиг» с рисунками Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова (1920); книга «Что есть табак» Алексея Ремизова, отпечатанный тиражом 25 именных экземпляров (1908) и др.
Не менее интересным оказался рассказ о государственных и частных собраниях, в которых представлены книги и автографы поэта. Это своеобразное путешествие было дополнено показом наиболее редких и интересных экземпляров из волошинской коллекции самого докладчика, среди них – автограф стихотворения «Цеппелины над Парижем», различные портреты Волошина, в том числе работы Натальи Литвиновой из собрания искусствоведа и библиофила Эриха Голлербаха, ряд прижизненных изданий и публикаций, экслибрис библиотеки Волошина работы Диего Риверы и др.
Запоминающимся оказалось и выступление председателя Национального союза библиофилов Михаила Сеславинского, которое было посвящено его собранию автографов и акварелей Волошина. Взору собравшихся предстали инскрипты поэта (художнице Ольге Третьяковой и супруге Федора Рерберга Антонине на его первой книге стихов 1910 года, а также поэту-символисту Андрею Белому на втором поэтическом сборнике «Anno mundi ardentis» 1916-го); несколько акварелей с видами Коктебеля (часть из них – с дарственными надписями); автографы, адресованные Волошину Николаем Гумилевым на первой книге стихов «Романтические цветы» (1908) и художником Дмитрием Митрохиным на посвященной его творчеству монографии Всеволода Воинова и Михаила Кузмина (1922); письмо вдовы поэта Марии Степановны в Союз писателей о продаже его наследства (1948) и др.
Литературовед, исследователь творчества Марины Цветаевой Лев Мнухин продемонстрировал небольшую подборку фотографий Волошина и рукопись стихотворения «Марине Цветаевой» («К Вам душа так радостно влекома…») (1910), а председатель Московского клуба библиофилов Леонард Чертков – акварель с видом Коктебеля.
По традиции эти своеобразные «волошинские чтения» завершились мини-аукционом, дружеским чаепитием и дегустацией продукции массандровских виноделов.