Данила Давыдов и Дана Курская совмещали отличные тексты с элементами перформанса. Фото Евгения Тарана
Состоялся совместный вечер Даны и Дани. Поэт, издатель и культуртрегер Дана Курская и филолог, литературный критик и поэт Данила Давыдов хорошо известны в московских литературных кругах, а перечень связанных с их именами публикаций, проведенных мероприятий и изданных книг занял бы не одну страницу.
Название литературного клуба, в котором происходила встреча, «Классики XXI века» вполне соответствовало статусу выступивших авторов и уровню прочитанного. Однако это были отнюдь не «академические» чтения. Присутствовали элементы театрализации, наполненные где гротеском, где мягкой иронией, где тонким намеком на известные собравшимся обстоятельства. Это придавало живость происходящему, переключало внимание гостей с одного читаемого поэтического фрагмента на другой, совершенно отличный по методу написания и подачи, обеспечивая художественную и смысловую цельность. С другой стороны, эти элементы театрализации с самого начала воспринимались как нечто вторичное и ни в коей мере не могли подменить действие, которое оказывали на слушателей непосредственно сами прочитанные тексты. Тексты эти где-то входили в резонанс со сказанным без помощи слов, путем сценических движений выступавших, их улыбок, подмигиваний, жестикуляции, использования как бы случайно оказавшихся в руках предметов, но чаще контрастировали с этим. А предметы, затрагиваемые поэтикой прочитанных стихотворений, обращали внимание зала на вещи совершенно серьезные – любовь, жизнь, смерть, преодоление обстоятельств и себя, перемены внутри художественной речи и в ее отношениях с окружающим. Сочетание незамысловатой, но тонкой режиссуры и хорошего уровня поэтического материала придало особый колорит встрече.
Данила после краткого рассказа о влиянии социальных сетей на современную литературу прочитал стихи, написанные им в последнее время, выразительные, местами пронзительные, живые, заставляющие задуматься как о человеческой судьбе, так и о процессах, происходящих внутри поэтического языка. Дана озвучила, среди прочих, и то ее замечательное, заставляющее слушателей замереть в напряженном внимании стихотворение, которое начинается со строки «смерть приезжает ровно к двенадцати тридцати».
Известное правило, что лучше «недосказать», чем «сказать лишнее», также не было забыто героями вечера. Чтения завершились до того момента, когда особенности человеческого устройства дают о себе знать и совершенно непреодолимые таинственные силы вынуждают слушателя отвлекаться в поиске перемен. Продолжившийся позже, уже в неформальной обстановке, диалог оказался не менее содержательным и интересным. Желающие получили ответы на многие вопросы, связанные как со стихосложением, так и с отдельными моментами литературной жизни.