0
1805
Газета Факты, события Интернет-версия

05.10.2017 00:01:00

Один актер, один режиссер и одна афиша

Тэги: российский национальный оркестр, радзинский, театр, история, октябрьская революция, шостакович, глинка, рахманинов, эфрос, товстоногов, виктюк, царь


российский национальный оркестр, радзинский, театр, история, октябрьская революция, шостакович, глинка, рахманинов, эфрос, товстоногов, виктюк, царь Эдвард Радзинский читает пьесу о революции под аккомпанемент Российского национального оркестра. Фото Михаила Брацило

Одним из множества мероприятий, приуроченных к столетнему юбилею революции, стала премьера документальной драмы Эдварда Радзинского «Последняя ночь последнего царя», прошедшая в Концертном зале имени П.И. Чайковского, в рамках IX Большого фестиваля Российского национального оркестра (РНО). Пьеса, основанная на подлинных исторических документах, была представлена автором в сопровождении РНО под управлением Владислава Лаврика, молодого, но уже именитого дирижера. Проект продолжает экспериментальную линию фестивальных мероприятий, объединяющих музыку и художественное слово.

Вкрадчиво и интимно звучит в темном зале гимн «Боже, Царя храни!» в исполнении Камерного хора Московской консерватории; зрители вздрагивают, словно пробуждаясь ото сна, когда без пауз и переходов оркестр вступает с «Интернационалом». Создав настроение, музыканты замолкают, уступая место чтецу. Эдвард Радзинский сочетает в себе таланты драматурга, историка и рассказчика. В сопровождении чуткого оркестра чекисты, царь и его супруга обретают выпуклые характеры. Исторические персонажи оживают, обрастают плотью, действуют во всем полнокровии настоящих человеческих эмоций. В пьесе звучат фрагменты произведений Шостаковича, Глинки, Рахманинова, к сожалению, досадно короткие. Повествование сопровождается показом подлинных фотографий из Государственного архива Российской Федерации, архивов Екатеринбурга и Перми, правда, напоминающим научную презентацию.

На III Большом фестивале РНО в 2011 году Эдвард Радзинский уже представлял свои произведения в концепции моноспектакля с оркестром: тогда это была программа «Несколько встреч с покойным господином Моцартом». Этот этап своего творческого пути автор объясняет так: «В свое время мои пьесы ставили лучшие наши режиссеры – Эфрос, Товстоногов, Гончаров, Виктюк и Фокин… Свою прежнюю театральную историю я могу считать счастливой и завершенной. Тот театр подчинялся обычному правилу: драматург пишет одну пьесу, режиссер ставит другую, а зритель смотрит третью… Теперь я решил начать новую историю – основать «Мой театр»... У него другой формат, другая эстетика. И другой способ подачи текста. И один актер, один режиссер и одна афиша – мои пьесы».

Это одновременно и новый для современного театра формат, и продолжение славной традиции литературно-музыкальных вечеров дворянских салонов. Отказ от привлечения актеров в представлении пьесы сосредотачивает зрителя на тексте. Переживания углубляются блестящим звуковым сопровождением, однако применение современных возможностей визуализации, несомненно, обогатило бы зрительское восприятие.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1442
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1645
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1757
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4061

Другие новости