Все пространство мифов всех времен Максим Александров укладывает в матрицу своих книг. Фото Владимира Кисарова
«Дорога – один из самых универсальных архетипов человеческой культуры. Все мы в пути: люди, предки, светила, время…» Этими словами начинается серия книг историка, культуролога, мистика и мифографа Максима Александрова. Книг, посвященных маршрутам, прочерчиваемым человеческим сознанием в разных плоскостях реальности. Маршрутам благим и пугающим, легким и трудным, но всегда интересным. Один из старейших архетипов – архетип Пути – сопровождал и лекцию Александрова, прочитанную в рамках проекта «Вселенная».
В 2016 году Максим Александров впервые выступил в клубе «Стихотворный бегемот». Встреча проходила в библиотеке подмосковной Малаховки. Посетители услышали фрагменты больших прозаических произведений: отрывки из романа «Сеть Индры», повести «Мистерия о Геракле», а также стихи, эссе, миниатюры и рассказы. И вот новая встреча. Лекция, прошедшая в Культурном центре им. академика Д.С. Лихачева, – это импровизация, в которой сложнейшие категории и понятия, архаичные схемы мистических маршрутов и системы странствований по различным планам реальности высвечены, максимально структурированы и представлены публике в доступной форме, при этом отнюдь не претендующей на излишнюю упрощенность. Постоянная выставка художественных работ Леонида Феодора, в том числе на библейские темы, проходящая в Культурном центре и богато насыщенная иконописными реминисценциями, составила своеобразный «аккомпанемент» лекции.
Концепция, с которой автор знакомил зрителей, – это универсальная архетипическая матрица, обладающая устойчивыми характеристиками – маркерами, с помощью которых достигается наиболее адекватная интерпретация такого сложного и подчас неуловимого явления, как мистический опыт.
Слушатели смогли задать вопросы и услышать исчерпывающие ответы. А интересовало многое: вопросы, связанные с организацией мистических странствий (психотехниками), с личным опытом автора, вопросы о матрице мифической космографии, в которую может быть вписан любой мистический и религиозный опыт любого времени, в том числе и авторский миф – от Эммануила Сведенборга до Елены Блаватской, Даниила Андреева и Шри Ауробиндо.
Весьма интересна корреляция уровня развития мистических и ценностно-этических систем и уровней мироздания со стадиями социально-хозяйственной деятельности человека и социализации личности. Например, в эпоху первобытно-общинного строя, в силу спаянности человека с природным окружением и отсутствия четких этических ориентиров (этику заменяла система табу), проявлялись переживания иномирности, связанные с самыми близкими человеку стихийными слоями, в которых властвуют духи природы. В период античности, когда пробиваются первые ростки рационально-прагматического миропонимания, порой отрицающего всякое следование традиции «только потому, что это – традиция», мы сталкиваемся с обществом «разумного эгоизма» и Вселенной философов, организованной на основе гармонии – равновесия и целостности, соразмерности всех частей.
Особое внимание было уделено вопросу о возможности межконфессионального диалога. Лектор пришел к выводу, что именно мистические системы, существующие в рамках различных религиозных традиций, представляют собой единственное пространство для такого диалога вне зависимости от идеологических концептов, которые могут иметь радикальные отличия.