Петр Калитин низвергает кумиров русской культуры, даже Сергей Сибирцев несколько удивлен. Фото автора |
В Малом зале ЦДЛ состоялся творческий вечер Петра Калитина, философа, писателя, поэта – и, антиномично, «безумца – с 1961 года рождения». Мероприятие проходило в рамках Клуба метафизического реализма. Вел Сергей Сибирцев. На вечере состоялся разговор о некоторых историко-философских и историко-литературных вопросах, поднятых еще в книге Калитина 2008 года «Россия – не для «нормальных».
Выступление Калитина отличалось универсализмом и точностью знаний в различных сферах гуманитарных наук (философской, культурологической, исторической, филологической) и шокировало некоторых слушателей, поскольку полностью переворачивало сложившиеся представления об истории русской литературы, ломало догмы и стереотипы, прочно укоренившиеся в академическом сознании.
Философ старался донести до присутствующих мысль о том, что традиционное поклонение таким гениям, как Пушкин, Достоевский, Лев Толстой, затмевает перед нашим взором блеск других авторов, которые тем не менее являются подлинными звездами русской мысли. К последним он отнес военачальника Александра Суворова, которому, как отмечалось, было не чуждо светское интеллектуальное юродство, Александра Шишкова, позднего Гоголя, Николая Лобачевского, Аполлона Григорьева, Михаила Салтыкова-Щедрина, Николая Лескова, Константина Леонтьева, Федора Тютчева, Дмитрия Менделеева, Федора Степуна, который был другом Гадамера. Этим мыслителям, по мнению докладчика, не была присуща авторская гордыня, к которой склонялись некоторые признанные корифеи.
Калитин выступил с тонкой философской и литературной критикой творчества Достоевского. Дмитрий Святополк-Мирский также указывал в «Истории русской литературы», что творчество Достоевского – симптом упадка русской души, оно может разжалобить только «психопатов». А Шпенглер не случайно писал о том, что на всемирную арену только выходит оригинальный русско-славянский культурно-исторический тип, хотя западному читателю уже были известны и Пушкин, и Достоевский. Мысль о «всемирной отзывчивости русской души», так полюбившуюся многим, на публичном заседании Общества любителей российской словесности 1880 года первым, между прочим, высказал Иван Тургенев. Но это не важно, поскольку «пресловутая всеотзывчивость», согласно Калитину, все равно свидетельствует о нашем ложном духовном корне.
комментарии(0)