Татьяна Горяева у одного из артефактов, представленных на выставке в РГАЛИ. Фото Ксении Яковлевой (РГАЛИ) |
В выставочном зале Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ, Выборгская, 3, корп. 1, м. «Водный стадион») открылась совместная с Государственным музеем Маяковского выставка «Люди с прыгающей походкой» (кураторы: Галина Антипова, Ксения Яковлева). Проект приурочен к 100-летию Государственной архивной службы России и 125-летию Владимира Маяковского.
Эта экспозиция, полная аллюзий на трагедию «Владимир Маяковский» (1913), наряду с судьбой поэта иллюстрирует бытие и творчество восьми его соратников: Николая Асеева, Сергея Боброва, Давида Бурлюка, Василия Каменского, Алексея Крученых, Михаила Матюшина, Игоря Терентьева, Виктора Шкловского. Все они, по свидетельству историков культуры, составляли с Маяковским «одну планетную систему», вследствие революционного взрыва изменившуюся до неузнаваемости.
Юрий Тынянов писал в 1928 году: «Перестали существовать люди двадцатых годов с их прыгающей походкой».
О послереволюционной судьбе русских художников, цитируя знаменитые волошинские строки «Темен жребий русского поэта», на открытии экспозиции рассказала Татьяна Горяева, директор РГАЛИ. Она также зачитала письмо Виктора Шкловского заведующему отделом агитации и пропаганды ЦК ВКП(б) Алексею Стецкому от 3 июля 1932 года, написанное вскоре после принятия постановления ЦК ВКП(б) «О ликвидации литературно-художественных группировок».
Алексей Лобов, директор Государственного музея В.В. Маяковского, рассказал собравшимся о памятных юбилейных мероприятиях, организованных при содействии музея.
На выставке представлены биографические документы, рукописи, фотографии, портреты, письма, графика и живопись из собраний РГАЛИ, Музея В.В. Маяковского и частных коллекций. В их числе – листы с подписями членов хлебниковского утопического общества «Председатели Земного Шара», издание трагедии «Владимир Маяковский», записная книжка поэта с его рисунками, впервые, как утверждают организаторы, продемонстрированная гильза от патрона браунинга, из которого поэт застрелился.
Центральный экспонат выставки – также, как утверждается, впервые экспонированное письмо Лили Брик Иосифу Сталину с собственноручной исторической резолюцией вождя: «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям – преступление».
Представлена неизвестная редакция знаменитого стихотворения «Вам» с неизвестной строфой, из-за которого закрыли кабаре «Бродячая собака» – из собрания коллекционера и литературоведа Александра Парниса. Специалисты по русскому авангарду особо отмечают «Автопортрет» Маяковского 1914 года и портрет Лили Брик 1916 года.
Выставка продлится до 21 сентября.
комментарии(0)