Поэт-космополит Наум Коржавин. |
Современник кровавой эпохи
Не стало поэта, переводчика, прозаика, драматурга Наума Коржавина (1925–2018). «...Столетье промчалось. И снова,/ Как в тот незапамятный год –/ Коня на скаку остановит,/ В горящую избу войдет…», «…Какая сука разбудила Ленина?/ Кому мешало, что ребенок спит?..» – эти и другие коржавинские строки стали классикой при жизни автора и давно «ушли в народ».
Настоящая фамилия поэта – Мандель. Он родился в 1925 году в Киеве. Учился в Литературном институте им. А.М. Горького, студентом был арестован в рамках кампании борьбы с космополитами в 1947 году и как «социально опасный элемент» сослан сначала в Сибирь, потом в Караганду, где окончил горный техникум. В 1954 году был амнистирован и вернулся в столицу, в 1956-м реабилитирован и восстановлен в Литинституте (окончил его в 1959-м).
С середины 1950-х Коржавин занимался переводами, его собственные стихи стали появляться в периодике во время оттепели, а первая слава пришла с публикацией поэтической подборки в альманахе «Тарусские страницы» в 1961 году. В 1963-м вышла первая книга – сборник стихотворений «Годы». Но куда известнее были его самиздатовские стихи. Тем более что после выступлений в защиту Андрея Синявского, Юлия Даниэля и других литераторов-диссидентов официально печатать Коржавина перестали.
В 1973 году «из-за нехватки воздуха для жизни» Наум Моисеевич эмигрировал в Соединенные Штаты. Об этом и многом другом впоследствии он рассказал в воспоминаниях «В соблазнах кровавой эпохи» («…на постижение самых простых истин бытия мне пришлось потратить годы. Я и теперь мало что могу изменить, но поделиться опытом этих лет считаю необходимым. Это напряженный духовный опыт. И даже если сейчас людям будет не до него, потом он может стать им нужным»), за которые в 2006-м получил специальный приз Национальной литературной премии «Большая книга». А в 2016 году Коржавин стал лауреатом Национальной премии «Поэт». Хотя он давно стал Поэтом. С большой буквы и без всяких кавычек.
«НГ-EL»
Поэтический русский цадик
Поэта Наума Коржавина арестовали прямо в общежитии Литинститута, подняв с кровати на глазах у сокурсников. Эту дикую сцену описал Владимир Солоухин в автобиографическом романе «Мать-мачеха». Рассказывал мне об этом и поэт-фронтовик, мой друг Евгений Винокуров. Так начинался уже не гитлеровский, а сталинский, советский Холокост. Он умер на 93-м году жизни в США, хотя все помыслы его оставались в России. Все помнят его стихи – «Нельзя в России никого будить». Но Наум Коржавин, автор этой фразы, будил – тихим спокойным и мудрым голосом. Он запомнится навсегда тихой искренней интонацией поэта, слегка оглохшего от канонад и расстрелов, но оставшегося добрым и мудрым поэтическим русским цадиком. Горжусь, что 17 лет преподавал в Литинституте, где он когда-то учился и был арестован. Горжусь, что и за мной привалил в августе 1986 года КГБ со вздорным обвинением в антисоветской агитации и пропаганде с высказываниями ревизионистского характера. Тогда не арестовали, только отстранили от преподавания, но дело вели аж до 30 августа 1990 года, когда якобы все дела такого рода сожгли в литейном цеху в Капотне. Не верю ни одному слову…
Мандель Наум Коржавин
В общем евреи – Ша
Гордость моей державы
Умерла в США
Константин Кедров-Челищев
комментарии(0)