0
6800
Газета Факты, события Интернет-версия

27.12.2018 14:41:00

Новогодние литературные мероприятия в Москве - Разорваться и кипеть


Графика с сайта премии

Чем прекрасна Москва, так это тем, что литераторам всегда есть куда пойти. Какое мероприятие посетить. И в будни, и в выходные. И в обычные дни, и в праздники. Более того, многие в последнее время невыносимо страдают от того, что в одно и то же время идут по четыре, а то и по пять интереснейших вечеров. А разорваться-то или наплодить «дублей», как в знаменитой повести братьев Стругацких, мы не умеем. В общем, в канун Нового 2019 года Москва продолжает кипеть литературными встречами, как огромный чан с благоухающим глинтвейном. Напишем хотя бы про пару событий.

Старинные буфеты, винтажная утварь конца XIX – начала XX века: всевозможные блюда, самовары, чайники, картины. В по-домашнему уютном клубе «Дача на Покровке», расположенном в том самом легендарном Доме Телешова, где по средам в 1899–1916 годах собиралась творческая московская интеллигенция, где бывали Бальмонт, Брюсов, Бунин, Горький, Куприн, Шаляпин и другие, под теплой оранжевой лампой уже современные поэты, прозаики, переводчики, критики подогревают и творят уже свой литературный процесс.

Поводом одной из последних предновогодних встреч стало вручение небольшой, непафосной, но чрезвычайно важной премии «Московский наблюдатель». Ее название не зря позаимствовано у историко-литературного журнала XIX века. Организаторы поставили себе задачу отмечать незаметных, но усердных тружеников литературной нивы. Не назовем их репортерами, журналистами, потому что в данном случае все определения зыбки. Но в любом случае, это творческие люди, которые берут на себя труд летописи, описания культурных вечеров. При кажущейся простоте жанр такого репортажа чрезвычайно сложен – он балансирует между скупой хроникой, жанром критической статьи с элементами аналитики и художественным рассказом. Не могу не упомянуть, что один из членов жюри удачно поименовал его «жанр-бастард».

В этом году, как и всегда, премия вручалась в веселой, можно сказать, семейной обстановке, в которой организаторы премии – культуртрегеры Данил Файзов и Юрий Цветков – пересыпали свои спичи забавными историями и шутками. Уже, наверное, всем известен факт, что у всех членов жюри, оценивавших участников конкурса премии в предыдущие годы фамилии начинаются на букву «К» – Геннадий Каневский, Кирилл Корчагин, Леонид Костюков, Дмитрий Кузьмин и, собственно, проект «Культурная инициатива» (Геннадий Каневский, к слову, заменил на посту ушедшего из жизни поэта Кирилла Ковальджи). Как так вышло? Никто не знает. Своего рода неслучайная случайность. Алхимия, таинство. И, думается, таинство, подтверждающее благо всей этой истории.

Впрочем, на этот раз по случаю учреждения номинации «Колесо обозрения» компания судей серьезно расширилась. И по именам, в нее входящим, мы вполне можем судить о респектабельности мероприятия. В номинации участвовали материалы, опубликованные в сезоне 2016/17 и выдвинутые порталом «Год литературы», сайтом Государственного литературного музея, «Литературной газетой», электронным журналом «Лиterraтура», приложением к «Независимой газете» «НГ-Ex libris», сайтами Rara Avis и «Культурная инициатива», а оценивали статьи помимо упомянутых поэты, писатели, критики, филологи, историки литературы Дмитрий Бак, Евгений Бунимович, Алексей Варламов, Игорь Волгин, Александр Гаврилов, Наталья Иванова, Александр Казинцев и Лев Рубинштейн.

И, собственно, сами литераторы, вошедшие в шорт-лист и ставшие лауреатами (так же, как и люди, о которых они писали) являют собой не менее яркий и замечательный список. В номинации «Точка обзора» победил прозаик Игорь Левшин, под псевдонимом Валентин Алень написавший статью о вечере одного из самых парадоксальных русских авторов (его, кстати, называют «русским Борхесом») Николая Байтова. И в более широкой номинации «Колесо обозрения» лауреатом тоже стал прозаик, издавший недавно книгу «Дорога в Астапово» – Владимир Березин (кстати, бывший сотрудник «НГ-EL»). Он получил награду за эссе «Язык – друг мой» о Фестивале медленного чтения «Война и мир языков. Лингвистическая история Иерусалима». Как отметил в своем отзыве прозаик Алексей Варламов, «в тексте удачно сочетается авторское «я» и объективная подача материала, число слов соответствует смыслам».

Да что говорить – весь короткий список пестрит именами талантливых и креативных литераторов. Здесь и поэт Александр Курбатов, недавно участвовавший во Всемирном поэтическом слэме в Париже. Он написал статью «Рукопись, найденная в бутылке» про акцию «Поехали!» – поэтическое открытие МЦК, когда поэты ездили по кольцу и читали свои стихи на каждой станции. Здесь и Алексей Родионов, написавший о презентации книги «Пес» поэта Василия Бородина – лауреата Премии Андрея Белого и премии «Белла». А вот, кстати, лишнее доказательство, что талантливый человек талантлив во всем. Поэт и переводчик Мария Фаликман, которая вдобавок (а может быть, и в первую очередь) является доктором психологических наук, написавшая о презентации книги Сергея Гандлевского «Ржавчина и желтизна», призналась, что это ее первый опыт в данном жанре. Короче, с первого раза – в яблочко. Не смогла дойти до вручения один из лучших на сегодняшних день литературных критиков Ольга Балла, которую включили в шорт-лист за статью о презентации альманаха «Среда». Но не дошла она – будьте уверены – лишь потому, что ей нужно было срочно дочитывать очередную книгу и сдавать статью (а пишет она по статье в день). Еще среди победителей – поэт, переводчик с английского и испанского Денис Безносов, создавший материал о вечере другого увенчанного премиями поэта и переводчика Максима Амелина. И что сотрудникам «НГ-EL» особенно приятно – в короткий список вошла прозаик Алиса Ганиева за материал, опубликованный в «НГ-EL», – «Чижика, собаку, кошку-забияку» об арт-деятелях из Британии и России в поездах на Транссибе.

А в музее-театре «Булгаковский Дом» в Литературном салоне Андрея Коровина только что прошел вечер «НЕкультурная программа» под лозунгом «Литературный Новый год в Булгаковском Доме: культурная жизнь и некультурная программа». Поэт и культуртрегер Андрей Коровин решил под Новый год организовать максимально легкое, неформальное, смешное, дурашливое действо в стиле капустника с участием зрителей (которые, как можно догадаться, тоже почти все поэты и прозаики). В общем, так все и получилось.

Вели программу и создавали настроение талантливые и – важно добавить – симпатичные и харизматичные ведущие – поэт Евгения Джен Баранова и прозаик, телеведущий Евгений Сулес. Они призывали поэтов с ходу прочитать стихи на заданную тему – скажем, спорт, переломный момент в жизни, животные. Забавные и серьезные вирши читали Геннадий Калашников, Юлия Белохвостова, Антон Васецкий, Дмитрий Гасин, Олег Бабинов. За каждое выступление поэты получали призы – ну, догадаться нетрудно – конечно, книги.

Еще ведущие зачитывали стихи известных поэтов, предлагая угадать имя автора, и тут уже культурная подкованность аудитории была налицо. Марина Цветаева была узнана по первой строке, Иосиф Бродский и Николай Рубцов – с паузой в четыре-пять секунд. Не обошли ведущие и еще одну вечную писательскую тему. «Кто из присутствующих любит выпить?! – возгласили они. – Все на сцену!» Забравшиеся на сцену литераторы сыграли в игру, со смехом вспоминая всевозможные названия алкогольных напитков. А в финале ультимативно-призывным способом выбрали Деда Мороза и Снегурочку, которыми стали поэты Олег Бабинов и Елизавета Емельянова. Первый за минуту экспромтом должен был огласить свою «программу» на Новый 2019 год, со Снегурочкой проще – она должна была быстро и остроумно ответить на сакраментальный вопрос «Расскажи, Снегурочка, где была?».

В числе интересных предновогодних встреч стоит назвать и вечер Международной академии зауми в клубе «Китайский летчик Джао Да», прошедший в рамках цикла проекта «Культурная инициатива», – «Система координат. Открытые лекции по русской литературе 1950–2000-х». Называлось это действо «Академия зауми представляет ЗАУАКАДЕМИЧЕСКИЕ чтения», а главным героем стал основатель академии, поэт, филолог, специалист по русскому и зарубежному авангарду Сергей Бирюков. Как он рассказал, в 1990 году идею ее создания поддержали крупнейшие поэты-авангардисты – Геннадий Айги, Генрих Сапгир, Ры Никонова, Константин Кедров и другие.

Поскольку Академия не имеет постоянного места дислокации вроде здания или какой-то площадки и вообще все ее академики встречаются порой самым непредсказуемым образом, Сергей Бирюков отметил, что даже простой телефонный разговор академиков может считаться заседанием Академии зауми. А поводом нынешнего не заседания, а, считай, уже целого симпозиума, стало довручение недоврученной награды академии – Международной отметины имени отца русского футуризма Давида Бурлюка. Отметина, как нетрудно догадаться, отмечает выдающиеся достижения в области авангардной практики, теории, истории, а также издательской, переводческой и культуртрегерской деятельности. В течение вечера Бирюков доотметил целый ряд литераторов, в числе которых Маргарита Аль, Николай Байтов, Сергей Нещеретов, Татьяна Грауз. Все «отмеченные» подтверждали награду чтением заумных стихов. Выступили также другие поэты – Александр Бубнов, Света Литвак, Евгений Харитонов, Дмитрий Замятин – и старейшины академии – Константин Кедров и Елена Кацюба.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1452
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3350
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2438
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1959

Другие новости