Алиса Ганиева получает диплом из рук ведущего вечера Данила Файзова. Фото Марианны Власовой
ЯЗЫК И КОШКА-ЗАБИЯКА
В клубе «Дача на Покровке» наградили лауреатов премии «Московский наблюдатель», учрежденной проектом «Культурная инициатива» (КИ) для поощрения авторов, активно откликающихся на актуальные события текущей литературной жизни. В этом году учреждена новая номинация «Колесо обозрения», в которой поучаствовали материалы, опубликованные в сезоне 2016/17 и выдвинутые порталом «Год литературы», «НГ-EL», «Литературной газетой», электронным журналом «Лиterraтура», сайтами Государственного литературного музея им. В. Даля и Rara Avis. В номинации «Точка обзора» традиционно «жюрили» поэты и критики Леонид Костюков, Геннадий Каневский, Дмитрий Кузьмин, Кирилл Корчагин, сама КИ. На помощь в оценке в номинации «Колесо обозрения» были призваны поэт, педагог Евгений Бунимович, поэт, филолог, директор ГЛМ им. В. Даля Дмитрий Бак, прозаик, ректор Литературного института им. А.М. Горького Алексей Варламов, поэт, филолог Игорь Волгин, поэт Лев Рубинштейн, заместитель главного редактора журнала «Наш современник» Александр Казинцев.
Итак, в шорт-листе премии номинации «Точка обзора» – Александр Курбатов, Алексей Родионов, Анна Ростокина, Мария Фаликман; лауреатом стал Игорь Лёвшин (под псевдонимом Валентин Алень) за статью «Песни под кофемолку» о вечере Николая Байтова. В коротком списке номинации «Колесо обозрения» – Ольга Балла, Денис Безносов, Юлия Глотова, Алиса Ганиева за статью «Чижика, собаку, кошку-забияку» об арт-деятелях из Британии и России в поездах на Транссибе, опубликованную в «НГ-EL». Поздравляем коллегу! Лауреатом «Колеса» назван Владимир Березин за статью «Язык – друг мой» о фестивале медленного чтения «Война и мир языков. Лингвистическая история Иерусалима».
Елена Семенова
В ГОСТИНОЙ СП XXI ВЕКА
На последнем в уходящем году вечере Союза писателей XXI века в ЦДЛ выступили Юрий Арго, Анна Бочкова, Артур Григорян, Юрий Колодний, Андрей Патаракин, Елена Ткачевская, Гоар Рштуни, Инна Ряховская, Любовь Саломон, Владимир Поляков, Борис Якубович и др. Главному редактору альманаха «Золотое руно», прозаику Леониду Подольскому президент СП ХХI века Евгений Степанов вручил медаль и диплом им. Леонардо за «многогранность дарования». Сергей Тарасов прочитал стихи, посвященные своей музе: «Женщина с пластикой кошки,/ С глазами зеленого цвета»; Татьяна Кирилличева – стихи, посвященные своему любимому: «Я так скучаю по тебе..»; Светлана Холодникова – философемы «…Редко когда человек на жизнь и судьбу не обижен»; Юрий Хрычёв – страстную публицистическую поэму о международном положении. Надежда Кузнецова-Шихиди, автор книги «Русская гречанка», рассказала о своей поездке в Грецию и Италию, где писала путевые заметки. Андрей Белевский, врач-пульмонолог и поэт, впервые появившийся в гостиной, дебютировал со стихами о Борисе Пастернаке и Давиде Самойлове. Илья Шадур развеселил своими баснями о кошке Басе и о торговце, не выучившем «таблицу умноженья» и поэтому не умеющем считать деньги, и продекламировал торжественный мадригал «Поэтесса Нина Краснова,/ Я пою тебе снова и снова/ Свой торжественный мадригал…/ Я его так долго слагал». Поэтесса Нина Краснова привезла две свои книги, открывшие серию «Судьбы выдающихся людей»: «Золотой самородок из Хасаута-Греческого» об Анатолии Шамардине и «Ортодоксальный хулиган Иосиф Раскин». Вместе с ведущим вечера Степановым представила еще и книгу «Навсегда Утесовым остался», выпущенную в Нью-Йорке Борисом и Эдуардом Амчиславскими. Степанов представил также свою книгу «Социализм. Капитализм. Сравнительный анализ. Записки обывателя». И сообщил о том, что у СП XXI века теперь рядом с магазином «Москва» есть помещение, где авторы могут встречаться каждую неделю, и что они могут выступать на телеканале «Диалог».
Николай Фонарёв
Вручение премии Terra Incognita. Фото автора |
ЗВЕЗДЫ НЕВЕДОМОЙ ЗЕМЛИ
В Дипломатической академии МИД России наградили лауреатов международной премии Terra Incognita, присуждаемой авторам документальных и художественных литературных произведений, проектов в области искусства, просвещения и науки. В номинации «Пути развития» отметили ученого-социолога Пино Арлакки, ранее занимавшего пост заместителя генерального секретаря ООН, а ныне депутата Европарламента. Его книга «Обман и страх: Миф глобального хаоса» вышла на русском языке с предисловием министра иностранных дел Сергея Лаврова, в котором говорится: «В фокусе внимания автора – принципиальные вопросы, стоящие сегодня перед мировым сообществом».
В номинации «Страны и континенты» был награжден Бойко Коцев, занимавший до недавнего времени пост посла Болгарии в Москве. На церемонии присутствовала первый секретарь посольства Болгарии в Москве Кристина Дражева. В номинации «Личность и эпоха» лауреатом стал ректор Дипломатической академии Евгений Бажанов. В номинации «Аргументы познания» был отмечен авторский коллектив монографии «Мировая политика в фокусе современности». В номинации «Телевидение» получила звание лауреата продюсер, тележурналист и режиссер-документалист Оксана Барковская. В номинации «Правило жизни» лауреатом стал государственный деятель и автор книг Николай Рыжков. Он подчеркнул: «Уроки отечественной истории учат, что наш народ консолидируется и мобилизуется в сложные для него периоды жизни…» В номинации «История Отечества» был награжден Александр Мясников, шеф-редактор исторического парка «Россия – Моя история». В номинации «Опыты судьбы» звание лауреата было присуждено писателю Сергею Тюленеву.
Александр Макаренко
БАСТЕР КИТОН НА БУМАГЕ
В издательстве «Русский Гулливер» вышел сборник рассказов «Про папу. Антироман» Евгения Никитина, приехавшего в Москву 20 лет назад из маленького молдавского городка транзитом через Германию и осевшего в столице. Презентация прошла в кафе Ex Libris, вел Юрий Угольников. Перед выступлением автора взяли слово издатель Вадим Месяц и художник Александр Рытов.
Зал смеялся практически над каждой фразой, все персонажи Евгения присутствовали в зале. Общение с прототипами – это большая смелость. Практически невозможно предсказать, как человек, с которого списан портрет, отреагирует на получившееся. Будет ли он радоваться или страдать, исполнится злобы или ярости. Здесь же читатели впадали в мистический транс от того, что они были главными героями рассказов – и, что самое главное, читателям это нравилось. Они смеялись над собственной глупостью вместе с автором, радовались собственным победам вместе с ним, восторгались, обижались и плакали. Такой симбиоз читателя и автора. Каким же доброжелательным должен быть текст и мир Никитина, если он легко вмещает в себя любого человека, не оставляя в его душе ничего дурного и злобного. Апофеозом читательской вакханалии стал звонок прототипу в Молдавию в присутствии всего зала.
Видится, что главная задача написания рассказов от первого лица (а все рассказы Никитина от первого лица) – это выход за границы собственного «я» и авторского мира. Можно перейти на стандартное написание текста от третьего лица, можно говорить от первого лица, но голосом персонажа. Никитин переосмысливает эту задачу по-новому, он фактически без какого-либо изменения впускает персонажей в свой собственный мир, переселяет их души, и возникает труднообъяснимый и трудноповторимый эффект узнавания. Читатель видит себя, читатель любит себя и читатель собой гордится, хотя попадает он, как правило, в какие-то полудурацкие ситуации.
«Из-за кутежей у нас однажды образовалось 20 000 рублей долга, и я решил экономить. С этой целью я стал каждый день брать на работу кусок черного хлеба и помидор: это был мой обед. Потом я обнаружил, что огурцы дешевле помидоров. И больше – пол-огурца по объему могут быть идентичны помидору. А если брать длинные огурцы, ну знаете, такие, как полицейская дубинка, то его можно резать на три части». Ситком, ставший литературой, Бастер Китон на бумаге.
Вячеслав Харченко
комментарии(0)