Очеловеченный хомяк. Иллюстрация из книги |
Собиратель детских книг 1920–1960-х годов Сергей Смирнов рассказал о том, как осуществлялась цензура в 1937 году. В качестве примера он продемонстрировал второе издание книги Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1937), на титульном листе которой отсутствует фамилия художника Бронислава Малаховского, арестованного 23 июля 1937 года. Библиофил предположил, что книга изначально была напечатана с фамилией художника, но затем этот лист был вырван, а на его место был вклеен другой лист, на котором фамилии художника уже не было.
Директор государственной публичной исторической библиотеки России Михаил Афанасьев рассказал уникальную историю об Андрее Остроглазове – сыне библиофила Ивана Остроглазова. Он был одновременно инспектором Московского цензурного комитета и собирателем книг. Свою коллекцию он составил из тех книг, которые сам же и запрещал. Затем она поступила в Историчку, где и хранится. В ходе заседания взорам собравшихся были представлены оригиналы цензурных билетов, скрепленных красными сургучными печатями. Их тексты гласят о том, что напечатанные книги и газеты соответствуют прошедшему цензуру сигнальному экземпляру. Особый трепет собирателей вызывают автографы известных издателей XIX века – Александра Смирдина, Владимира Готье, Эдуарда Праца и др.
Финальным выступлением на заседании стало сообщение председателя НСБ Михаила Сеславинского, который поведал коллегам о цензурных экземплярах из своего собрания. Среди них три номера журнала «Сын Отечества» за 1837 год, издаваемого Николаем Гречем и Фаддеем Булгариным, с вклеенными типографскими и цензурными разрешениями, а также «Сказания о роде князей Долгоруковых» (1840), «Адресная книга Санкт-Петербургского биржевого купечества, биржевых маклеров и браковщиков при Санкт-Петербургском порте 1863 года», «Иллюстрированное описание торжеств бракосочетания Государя наследника цесаревича Великого князя Александра Александровича и Государыни цесаревны Великой княгини Марии Федоровны».
Была показана уникальная верстка не вышедшего в Госиздате сборника стихотворений Марины Цветаевой (1957) из собрания литературоведа Льва Мнухина. На сегодняшний день известно всего четыре сохранившихся экземпляра – два в частных собраниях, один – в РГАЛИ и еще один – в Доме-музее Марины Цветаевой.
Но особо бурные эмоции вызвал экземпляр чудом сохранившейся детской книги со множеством перечеркнутых библиотечных штампов. Это «Урожай» (издательство «Радуга», 1925) детского поэта Соломона Голомба с прелестными рисунками художницы Нины Фогт и приклеенным к обороту обложки машинописным заключением: «Неудачная агитка за переменный севооборот и борьбу с вредителями на полях. Рисунки смесь очеловеченных животных, вдобавок данных в карикатурных тонах, с лубком «товарищ урожай». Книжка не нужна ни в городе, ни в деревне. ОТВЕРГНУТЬ. Библ. Комис. ЦДБ 30/XII 26 г.». Так рядовая книга стала большой редкостью.
комментарии(0)