Буквы вместо шахматных фигур. Фото Александра Бубнова
ДОМ-КОММУНА ИЛИ КОММУНАЛЬНЫЙ ДОМ?
В прошлом году исполнилось 90 лет с момента постройки в Москве Дома Наркомфина, который считается вершиной воплощения жилой архитектуры конструктивизма. Многие годы он находился в аварийном состоянии и даже три раза попадал в список «100 главных зданий мира, которым грозит уничтожение». В 2020-м завершилась его долгожданная реставрация по проекту мастерской Алексея Гинзбурга – внука одного из архитекторов здания Моисея Гинзбурга. Дом вернул себе жилую функцию. В связи с этим знаковым для отечественной архитектуры событием благодаря Департаменту культурного наследия города Москвы недавно увидела свет иллюстрированная книга-билингва (на русском и английском) «Дом Наркомфина. Реставрация. 2016–2020» (автор-составитель Алексей Гинзбург). Она стала призом в викторине на знание истории проектирования и строительства дома в контексте архитектуры советского авангарда. Участники должны были ответить на вопросы, какие инновационные для того времени материалы использовались при строительстве этого здания; чем, по мнению Моисея Гинзбурга, дом-коммуна отличается от коммунального дома; какие принципы идеального жилища сформулировал Моисей Яковлевич вместе со своими коллегами и т.д. В число победителей викторины наряду с Александром Брауловым, Никитой Сучковым и Анной Фадеевой вошла редактор «НГ-EL» Ольга Рычкова.
Евгений Никитин
БУКВ КУБ
Название этой заметки читается слева направо и справа налево одинаково… Палиндромы, анаграммы и другие формы игровой поэзии логично возникают из творческих заданий словесных игр, одна из которых – кубобуквенные шахматы – была впервые представлена в Москве, в Культурном центре имени академика Д.С. Лихачева. Это новое изобретение поэта Александра Бубнова, он же – председатель секции буквологических и словесных игр Международного общества друзей игры. Очередное собрание секции ознаменовалось победой поэта, мастера игровых форм Ивана Чудасова над музыкантом и тоже мастером поэтических игр со словами Алексеем Кругловым. Но главным было знакомство публики с новыми кубобуквенными шахматами, основанными на кубиках с буквами, разработанных Бубновым. А партии и турниры будут продолжены…
Владимир Кисаров
«НОСОВЫЕ» ДЕБАТЫ
Прошли финальные дебаты и награждение победителей 12-й литературной премии «НОС» («Новая словесность»), которые в этом году проходили онлайн под тематикой «Здоровый НОС». Победителем за 2020 год была названа Алла Горбунова за сборник рассказов «Конец света, моя любовь». Лауреатом в номинации «Приз читательских симпатий», победитель которой определяется голосованием в интернете, стал роман «Сато» Рагима Джафарова. Региональное жюри премии «Волга/НОС» (Нижний Новгород) в ходе собственных дебатов выбрало своим лауреатом книгу Шамшада Абдуллаева «Другой юг». Литературные критики назвали своего победителя в номинации «Приз критического сообщества». Им стала Полина Барскова за роман «Седьмая щелочь: тексты и судьбы блокадных поэтов». На Гран-при премии кроме этих книг и их авторов претендовали: «Истина существует. Жизнь Андрея Зализняка в рассказах ее участников» Марии Бурас, «Свидетельство» Андрея Гоголева, «Хани, БАМ» Алексея Дьячкова, «Сестромам. О тех, кто будет маяться» Евгении Некрасовой, «Собакистан» Виталия Терлецкого и «Кати», «Дни нашей жизни» Микиты Франко.
Состав жюри премии «НОС-2020»: ведущий научный сотрудник Института русской литературы РАН, профессор Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Константин Богданов (председатель жюри); литературный критик Галина Юзефович; журналист Егор Михайлов; куратор литературной премии «Ясная Поляна» Юлия Вронская; театральный режиссер Борис Павлович. Экспертами премии в 2020 году стали поэт, переводчик и критик Лев Оборин; литературовед, критик Николай Подосокорский; переводчик и куратор театральных проектов Агнешка Любомира Пиотровска. Модератором открытых дебатов выступила главный редактор издательства «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова.
«НГ-EL»
комментарии(0)