0
1789
Газета Факты, события Интернет-версия

30.03.2022 20:30:00

Яблоки Свидригайлова и конфеты Грушеньки

Федор Достоевский на расстоянии вытянутой руки в РГБ

Тэги: дом пашкова, достоевский, театр, библиотека, братья карамазовы, преступление и наказание, идиот, раскольников, мышкин


дом пашкова, достоевский, театр, библиотека, «братья карамазовы», «преступление и наказание», «идиот», раскольников, мышкин Полное погружение в мир Достоевского. Фото автора

В Доме Пашкова состоялась первая иммерсивная экскурсия из цикла «Ожившие рукописи», который Российская государственная библиотека (РГБ) в честь своего 160-летия запустит с 29 апреля.

Иммерсивный формат не нов для современного искусства, однако в библиотеках подобные события, основанные на эффекте полного присутствия и погружающие в данном случае в литературную среду, только начинают завоевывать своего зрителя. Организаторы предлагают увидеть рукописи великих писателей и оказаться на равных с героями их произведений, посмотреть русскую классику по-новому. «Мы создали атмосферу погружения в литературу, прямо от ворот Дома Пашкова. Наша цель – привлечь как можно большее внимание к библиотеке, к ее драгоценным фондам и к нашим писателям. Мы предлагаем гостям вспомнить смыслы, вновь взять томик с давно известной книгой и еще раз ее перечитать», – отметила заместитель генерального директора РГБ Елена Новикова.

Первой фигурой цикла был выбран Федор Достоевский с романами «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание» и «Идиот».

Гостей вечерней экскурсии ждала старинная усадьба, живая музыка и оригиналы рукописных произведений. Волшебство началось сразу – при входе в ворота взору открывается величественное здание Дома Пашкова, подсвеченное красными прожекторами, звучит галантная музыка XVIII века. В фойе гости наслаждались игрой скрипачки и могли выпить фужер шампанского. И вот на лестнице появился Михаил Ракитин. Он спрашивает зрителей, не видели ли они Алешу Карамазова, он хочет отвести его к Грушеньке. Так начинается игра, проигрываются эпизод за эпизодом, где гости оказываются втянутыми то в разговор Родиона Раскольникова с Аркадием Свидригайловым, то свидетелями визита князя Льва Мышкина в дом Аглаи Епанчиной, то приглашенными на пир в огромный приемный зал, где помимо Мышкина с Аглаей присутствуют Лизавета Епанчина, Афанасий Тоцкий, Евгений Радомский и другие.

Иммерсивный спектакль в исполнении актеров Московского драматического театра им. Сергея Есенина разрушил «четвертую стену»: здесь зритель сам стал участником действия, а вместо традиционных для театра декораций менялись залы. Режиссером-постановщиком выступил Ярослав Шевалдов.

В экскурсии приняли участие актеры Ярослав Шевалдов, Ольга Гончарова, Татьяна Селиверстова, Михаил Эдлис, Тимур Бурин, Иван Атаманский, Сергей Хачатуров, Анна Сардановская, Ильдар Аллабирдин и Илья Алаев.

Директор театра Анна Сардановская сказала, что они старались выбрать самые яркие, на их взгляд, сцены из романов Достоевского. «Что касается яблок у Свидригайлова, дело в том, что в полной версии спектакля нашего театра «Между тьмой и светом» везде присутствует образ красного яблока как символ греха. Поэтому у нас везде красный цвет. Еще конфеты у Грушеньки, окна и лестницы Дома Пашкова горят красным светом, а Свидригайлов – искуситель в шляпе». По сути, в этот вечер гостей целенаправленно искушали литературой.

Помимо прочитанных актерами отрывков из романов гости заглядывают в святая святых библиотеки – знаменитый Румянцевский читальный зал с зелеными лампами на столах, который ко времени экскурсии уже опустел и распрощался с последними читателями. Именно там, в полутьме, гостям посчастливилось увидеть оригиналы рукописей Федора Достоевского не под стеклянной витриной, как обычно на выставках, а на расстоянии вытянутой руки, на столе. Библиотечный сотрудник в перчатках перекладывала листки ближе к гостям и подробно рассказывала о каждом, например о планах писателя, или показывала отличия почерка в разные периоды написания романов.

«Я – театрал старой закваски, и все новации для меня – слишком. Но здесь удалось найти форму, которая будет интересна современному зрителю. Это тот случай, когда литература идет навстречу читателю, ищет формы, чтобы приподнять и заинтересовать его», – поделился впечатлениями почетный президент РГБ Виктор Федоров.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Театре им. Маяковского слушают шорохи и создают звуковые картины

В Театре им. Маяковского слушают шорохи и создают звуковые картины

Елизавета Авдошина

Композитор Петр Айду продолжил эксперименты в театре

0
1040
Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Александр Матусевич

Музыкальный театр имени Наталии Сац отважился поставить "Четырех девушек" Эдисона Денисова

0
3893
Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Александр Матусевич

Екатерина Дулова рассказала "НГ" о московском конкурсе вокалистов, культурном обмене между странами и сюжете для национальной оперы

0
4598
Время секонд-хенда. Премьера оперы "Риголетто" прошла в Большом театре

Время секонд-хенда. Премьера оперы "Риголетто" прошла в Большом театре

Марина Гайкович

0
10772

Другие новости