0
2528
Газета Факты, события Интернет-версия

18.05.2022 20:30:00

Большой и скромный графоман

Новая книга Иосифа Райхельгауза – и учебник, и сборник баек, и фотоальбом

Тэги: вгик, гитис, театр, байки, учебник, леонид филатов, валерий золотухин, гафт, лев дуров, театр на таганке


17-11-1480.jpg
Иосиф Райхельгауз демонстрирует
свое творение.  Фото автора
В театре «Школа современной пьесы» его художественный руководитель народный артист РФ Иосиф Райхельгауз представил новую книгу «Во всем виноват режиссер». Это масштабный труд, в котором можно найти ответы на вопросы теории и практики русского психологического театра. Жанр автор определил как «пособие». Это и основательный учебник для студентов театральных учебных заведений, и в то же время интересное и доступное изложение основных принципов современной режиссерской и актерской технологии. Автор основывается не только на многолетней практике преподавания в профильных вузах – ВГИКе и ГИТИСе, но и на собственном режиссерском опыте.

Райхельгауз – прекрасный рассказчик, мастер театральной байки, любимого жанра поклонников театрального искусства. Эта книга представляет собой актуальное осмысление традиционной системы Константина Станиславского в ее практическом применении в современном театре, и само название отражает особенность профессии режиссера, человека который отвечает в театре за все и за всех. В книге несколько вставок с фотографиями, начиная с 1963 года и вплоть до наших дней.

В начале вечера было показано слайд-шоу, составленное из некоторых изданных фотографий: кропотливо собранные портреты, репортажные съемки репетиций, постановочные фото, фото с капустников, сборов труппы театра – краткий экскурс в историю творческой жизни Райхельгауза. Автор сразу обозначил формат вечера: «Это будет абсолютная импровизация. На сцене Эрмитажа были представлены самые разные книжки. И сейчас я с удовольствием вспоминал, как выходили сплошные писатели. Но я был самый большой графоман и самый скромный. Здесь одновременно представляли книжки Ленечка Филатов, Валерий Золотухин, Валентин Иосифович Гафт, Лев Дуров... Сегодня новость в самой книжке, которая для меня совершенно особая, потому что это собрано за длинную-длинную жизнь. В книге на одной из первых страниц есть фотография, на которой мы стоим с Анатолием Васильевым, моим однокурсником, одноклассником, товарищем, в 1968 году, только что поступившие в ГИТИС, фотографирует нас Боря Морозов. Для меня чудом было попасть в ГИТИС, к великим педагогам». Во вступительной речи Райхельгауз вспомнил «ужасно счастливые прекрасные годы» студенческой поры, преподавателей, рассказал, как учились, как прогуливали, как ставили спектакли, как играли.

В рамках презентации была показана запись (ее можно найти в интернете), сделанная актером Театра на Таганке Сергеем Подколзиным на кинокамеру без звука, позже смонтированная и озвученная по сохранившимся фонограммам с празднования 10-летия театра на Таганке Павлом Евдокимовым и Павлом Алимовым. Также между воспоминаниями и авторским чтением отрывков из книги студенты Райхельгауза представили эскизы-постановки. Особенно смешно был разыгран этюд «Черная курица, или Лекция по режиссуре (комедия non fiction)», где действующими лицами выступили режиссер Дмитрий Крымов, сам Иосиф Райхельгауз с домочадцами, беседовавшие на даче.

В качестве почетного гостя был приглашен ректор ГИТИСа, экс-сотрудник «НГ» Григорий Заславский. «Какое-то время тому назад меня спросили: «По какому учебнику у вас учатся режиссеры?» Я задумался и ответил: «У нас Райхельгауз – живой учебник, Олег Кудряшов, Леонид Хейфец, который недавно ушел...» И сама мысль, что учебника у нас нет, она засела в голове, – поделился предысторией книги Заславский. – А тут Иосиф Леонидович сказал, что он пишет как учебник пособие для режиссеров, которое всем нам необходимо. Если его прочитать, режиссером не станешь, потому что нужно сначала быть режиссером, а потом эта книжка может пригодиться... Книжка читается как роман, и можно начинать читать с любого места».

Уже под занавес на сцене появился художник Никас Сафронов, который преподнес Райхельгаузу его портрет.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Театре им. Маяковского слушают шорохи и создают звуковые картины

В Театре им. Маяковского слушают шорохи и создают звуковые картины

Елизавета Авдошина

Композитор Петр Айду продолжил эксперименты в театре

0
868
Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Александр Матусевич

Музыкальный театр имени Наталии Сац отважился поставить "Четырех девушек" Эдисона Денисова

0
3785
Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Александр Матусевич

Екатерина Дулова рассказала "НГ" о московском конкурсе вокалистов, культурном обмене между странами и сюжете для национальной оперы

0
4495
Время секонд-хенда. Премьера оперы "Риголетто" прошла в Большом театре

Время секонд-хенда. Премьера оперы "Риголетто" прошла в Большом театре

Марина Гайкович

0
10651

Другие новости