Eлена Семенова представила свои самые странные произведения. Фото Александра Калинина
В рамках арт-проекта «Бегемот внутри» состоялся творческий вечер Елены Семеновой, поэта, журналиста, обозревателя книжного приложения «НГ-EL». Поэт и культуртрегер Николай Милешкин, куратор клуба, нашел необычную грань творчества Елены и назвал встречу «Вечер верлибров».
«Мне приятно выступать в этих добрых стенах… Думаю о том, что я могу сегодня представить вам… я постараюсь отобрать наиболее странные вещи из своего творчества…» – такими словами открыла выступление Елена Семенова. Она призналась, что «любит читать наизусть рифмованные стихи, потому что бумага в руках ее сковывает», но сегодня будет читать в основном верлибры, которые сложнее запомнить. Это внесло некоторую интригу, потому что большинство присутствующих на вечере знакомы с творчеством Елены, с ее книгами, знают ее как соредактора-составителя антологии «Уйти. Остаться. Жить», посвященной рано ушедшим поэтам, а верлибры она читала для публики в этот вечер впервые.
«Терра морей!/ Золотые звуки схвачены./ Золотой покров дрожит, трещинками вибрирует,/ Сминаясь и рассыпаясь, как фольга./ Терра морей!/ Можно пораниться взглядом о твои грани,/ И ко дну пойдут мясо и кости твоих ездоков…» – над залом пронеслись строки первого стихотворения. Каждый текст автор читает по-новому, с особым выражением и неповторимыми движениями по сцене: «Люблю – чистый зоркий лист бумаги в клетку; он как бы смотрит в тебя, подкручивая резкость./ Люблю – как выглядят ровные буквы и строчки./ Люблю – пальцами люблю вкусно стучащие клавиши клавиатуры…»
Каждое прозвучавшее произведение – это отдельная миниатюра в увлекательном моноспектакле. Гости-зрители вдруг ощущают «…невероятный,/ Ни с чем не сравнимый аромат./ Он как будто бы…/ С другой планеты…», когда героиня вспоминает, как она впервые понюхала магнолию. В следующий момент присутствующие в зале явно представляют «…на бабушкином ковре/ Мирно живут три зеленых ежа –/ Большой и два средних…» из стихотворения, которое начинается строками «Вот, скажем, как в детстве – / Когда нет никаких забот,/ Просто лежать и смотреть,/ Как узоры на ковре/ Пляшут и дразнятся…»
Приятно, что Елена не только читала, но и делилась с присутствующими историей создания того или иного стихотворения, обязательно упоминала человека, которому оно было посвящено. «Амазонка» посвящена памяти Олега Новикова (Бахуса), «Жуки гудят» созданы благодаря поэту Владимиру Герцику и в память о нем. Зрители узнали, что строки «Работай с сумерками./ Что серым мхом растут в глаза,/ И – скошены понятья./ И можно быть и облаком, и снегом….» написаны под влиянием поэзии Геннадия Айги.
Семенова иногда высказывала сомнения, является то или иное стихотворение верлибром, или предупреждала, что сейчас прозвучит рифмованный стих. Она периодически вступала в диалог со зрителями, которые часто отвечали аплодисментами на услышанное: «И весь мир, как чистый белый лист,/ Мудро молчит и ждет –/ Когда и как, промолчишь или скажешь/ Свое новое слово».
Отвечая на вопросы Николая Милешкина, Елена рассказала, что писать начала еще в детстве, об увлекательных играх в рифму с папой (физиком по профессии) и прочла наизусть свое первое детское стихотворение. Подарком для присутствующих стало чтение Еленой ее переводов средневекового армянского поэта Наапета Кучака в ответ на вопрос Ольги Петраковой, тележурналиста ВГТРК, режиссера. На вопрос же: «Как сочиняются стихи?» – героиня ответила: «Это чудо!»
комментарии(0)