Михаил Сеславинский представляет автолитографии Добужинского. Фото Андрея Багрянского
Первое в этом году заседание клуба «Библиофильский улей» Национального союза библиофилов (НСБ) было посвящено изданиям, вышедшим 100, 200 или 300 лет тому назад, то есть в 1723, 1823 и 1923 годах.
Открыл его собиратель русской поэзии XIX–XX веков Борис Хайкин, рассказавший о первом выпуске альманаха «Полярная звезда» за 1823 год, изданного Александром Бестужевым и Кондратием Рылеевым.
Поставив перед собой благородную просветительскую задачу – «по возможности более ознакомить публику с русской стариной, с родной словесностью, со своими писателями», – издатели надеялись, что их альманах «по своей новости, по разнообразию предметов и достоинству пьес» понравится многим. Особенно они уповали на дамский читательский круг, о чем свидетельствовал титульный подзаголовок: «Карманная книжка для любительниц и любителей русской словесности». Среди его авторов были Александр Пушкин, Василий Жуковский, Иван Крылов, Евгений Баратынский, Антон Дельвиг, Петр Вяземский, Денис Давыдов, Николай Гнедич.
Альманах вышел в конце 1822 года и имел громкий успех – как читательский, так и коммерческий. Бестужев и Рылеев смогли получить чистой прибыли около 2000 руб., несмотря на то что ими были выплачены довольно высокие авторские гонорары, которые были первыми в России. Тираж в 600 экземпляров был быстро распродан, и тогда решили напечатать еще 1500 экземпляров, которые разошлись в три недели. Императрица Елизавета Алексеевна пожаловала Рылеева двумя бриллиантовыми перстнями с печаткой, а Бестужева – перстнем с печаткой и золотой табакеркой.
Петербуржский библиофил Константин Костюченко выступил с сообщением об одном из балов, организованных в Париже Союзом русских художников 23 февраля 1923 года. Для него художник Михаил Ларионов оформил афишу, программу и билет, которые были показаны на заседании. В качестве логотипа он использовал свой рисунок из поэмы Владимира Маяковского «Солнце» (1923). В программе «Трансментального бала» были заявлены Владимир Маяковский, Бенедикт Лившиц, Пабло Пикассо, Сергей Судейкин, Наталья Гончарова, Ильязд (Илья Зданевич) и Алексей Крученых. Сам Михаил Ларионов должен был выступить с лекцией о «районизме» (лучизме). Среди приглашенных музыкальных коллективов фигурировал вошедший в то время в моду джаз-бенд. Устроители стремились идти в ногу с техническим прогрессом и объявляли о своем намерении запечатлеть мероприятие на кинопленку.
В завершение выступил председатель НСБ Михаил Сеславинский, рассказавший о папке с 12 автолитографиями «Петербург в двадцать первом году» (1923), созданными Мстиславом Добужинским. Искусствовед Эрих Голлербах писал об этой работе: «В отличие от Остроумовой-Лебедевой, запечатлевшей в своих гравюрах и литографиях преимущественно архитектурную красоту Петербурга, художник заглянул и в низины городской жизни, обнял своей любовью не только монументальное великолепие петербургского зодчества, но и жалкое убожество грязных окраин». Сеславинский показал именной экземпляр репрессированного этнографа, заведующего отделением Русского музея – Бориса Крыжановского, а также экземпляр №783 с дарственной надписью, адресованной рижскому художнику и графику: «Многоуважаемому Александру Яковлевичу Крамареву на память встречи в Риге. 9.V. 23. М. Добужинский», и авторской раскраской акварелью автолитографии «Львиный мост». Кроме того, он продемонстрировал редчайшую сюиту из 10 автолитографий, раскрашенных акварелью Добужинским, происходящих из собрания семьи Николая Бенуа.
комментарии(0)