В африканскую трубу диджериду трубит Светлана Максимова, ее слушают Ольга Медведко и Дмитрий Стрешнев. Фото автора |
Прошедший в Центральном доме литераторов вечер «Африка Николая Гумилева» – взгляд на мир сквозь произведения поэта, посвященные Африке. Стихотворения Николая Гумилева вдохновили поэта Вячеслава Куприянова на написание стихотворения «Гиппопотам», в котором обыгрывалось слово «гип», а «собирателя российских поэтов эмиграции», барда Виктора Леонидова – на песню «Леопард». Не прислушавшись к суевериям и забрав домой шкуру убитого животного, герой песни поплатился: дух леопарда вернулся и отомстил поэту пулей чекиста-палача.
Походы Николая Гумилева сподвигли отправиться по его стопам в Африку путешественника Николая Носова, повторившего маршруты поэта по Эфиопии, Джибути, Кении, Египту и Саудовской Аравии. Виртуальные путешествия в стихах поэта – на уже реальные путешественника по Чаду и Мадагаскару, а художника Михаила Погарского – в духовное арт-путешествие в абиссинский Гинир.
Валерий Байдин, доктор славянской филологии из Франции, по-новому взглянул на связь поэзии Николая Гумилева и одного из основателей французского символизма Артюра Рембо. В переводе Гумилева стихотворение «Гласные» французского поэта сохранило не только смысл, но и ритм, что продемонстрировал прочитавший его на обоих языках искусствовед. А собравшиеся в зале вспомнили, что в эфиопском Хараре есть музей французского поэта Рембо, уже бросившего после отъезда в Абиссинию писать стихи, а музей посетившего и описавшего древний город Николая Гумилева, который открыл Африку для русского читателя, так пока и не появился.
Вечер начался с трубных звуков уникального и загадочного инструмента – диджериду. Исполнительница Светлана Максимова объяснила, что это один из старейших в мире ритуальных инструментов, ему десяток тысяч лет.
Украшением стала литературно-музыкальная композиция «Анна и Николай» авторского арт-проекта интеллектуального кабаре «ММ» под руководством Марины Таракановой. Черный костюм лирического героя, две эффектные партнерши в черном и красном платье. Подчеркнуто выразительное страстное танго – танец любви-соперничества двух великих поэтов. Их стихи – как вызов, как дуэль противоположных начал. Эмоциональная игра молодых актеров, передавших на лицах всю гамму сложных чувств.
По-новому выглядели ведущие вечера, председатель Гумилевского общества Ольга Медведко и писатель, востоковед Дмитрий Стрешнев. Их подобранные в одном стиле наряды вызывали одновременно ассоциации с исламской Северной Африкой и черной Центральной, из которой за неделю до вечера вернулась Ольга. В своем выступлении она не только рассказала о проделанной Гумилевским обществом работе, но и о своем участии в работе 1-го Конгресса Всемирной организации писателей в столице Нигерии Абудже, где она провела круглый стол «Николай Гумилев – мост между культурами и странами». Директор музея «Дом Гумилевых» Юрий Щегольков рассказал о проектах общества в Бежецке – ремонте музея и выпуске газеты «Литературный город».
Впечатлений от вечера много: переполненный благодарный зал, в котором были даже студенты из Конго и Эфиопии, музыка Рахманинова в исполнении музыканта Натальи Терехиной, юный талантливый актер Волошинского театра из Крыма Георгий Каратонов, читающий стихотворение «Капитаны», красочное мультимедийное выступление написавшего на эти стихи песню барда и композитора Геннадия Пономарева. Вечер, безусловно, удался, зрителям не хотелось расходиться.
А в голове еще долго звучала ставшая неофициальным гимном Гумилевского общества песня на стихи Николая Гумилева «Беатриче»:
Тайные думы поэта
В сердце его прихотливом
Стали потоками света,
Стали шумящим приливом.