Под прицелом Алексея Алехина классический звук оживает и молодеет. Фото предоставлено пресс-службой АСПИР
«Этот вечер мог бы называться «Собиратель» или, скажем, «Коллекционер», – сказал, приветствуя гостей, глава Ассоциации союзов писателей и издателей России (АСПИР), писатель Сергей Шаргунов. – Алексей Давидович, как мне кажется, соединил почти музейное отношение к стихотворчеству с остросовременным переживанием поэзии. Под прицелом Алехина музейный классический звук оживает и молодеет, а молодое становится умным и весомым».
Платформой для взаимодействия двух начал – лирического и интеллектуального – стал поэтический журнал «Арион», основанный Алехиным в 1994 году и тоже отмечающий в этом году круглую дату. «Этот журнал, безусловно, культурный подвиг», – заметил Шаргунов.
Игорь Шайтанов, главный редактор журнала «Вопросы литературы», напомнил, что Алехин «заметно и властно» вошел в мир толстожурнальной периодики, когда литература только пыталась адаптироваться к новой реальности: «Слишком много было разноперых тенденций и несбыточных обещаний… Все играли на понижение – из поэзии в прозу. Одни уходили в ремесленники, кто-то брал повыше, но совершить обратный путь в поэзию удавалось очень немногим. Это получилось у «Ариона», который под водительством Алехина взял курс на поэтизацию, на поиск лирического в литературе».
Апофеозом этого поиска, считает Шайтанов, стали минималистичные верлибры самого Алехина, близкие к поэтической традиции Владимира Бурича.
Алехин, несмотря на новаторство, подходит к своему творчеству с традиционных позиций, убежден критик Павел Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир»: «Он отстаивает в литературе вещество любви, пространство души – те сущности, о которых не принято нынче говорить без усмешки». «Раз уж мой заместитель произнес такую прочувствованную и, что важно, почтительную речь, я могу себе позволить дружескую фамильярность», – сказал новомирский главред Андрей Василевский и весело вспомнил знаменитые алехинские семинары в «Липках», через которые прошли десятки блестящих современных стихотворцев.
Трогательно и эмоционально прозвучал рассказ Сергея Надеева о закрытии «Ариона» – навсегда покидая помещение на Фрунзенской набережной, Алехин всю обстановку передал редакции журнала «Дружба народов»: «После переезда мы были голы как соколы, а теперь у нас шикарное дело и стол, за которым сидел весь цвет отечественной поэзии».
Главным героем вечера стали, конечно, стихи Алехина, представляющие собой, по словам Шаргунова, «метафизическое оформление повседневности». А заключительный торжественный аккорд поставил поэт Александр Переверзин, процитировав эстетический манифест «Ариона»: «…К экспериментальной игре мы предъявляем то же, что и ко всей поэзии, требование: она должна служить общей, как мы ее понимаем, цели искусства – соединению человека с жизнью. И не представляет ценности, если вырождается в пустую борьбу с мертвым материалом».
комментарии(0)