«Поворотный круг» помог Наталье Орловой дебютировать на «Некрасовских пятницах». Фото Милы Угловой
70-я по счету «Некрасовская пятница» оказалась не только дебютом московской поэтессы Натальи Орловой в рамках этого литклуба, но и вообще первым ее творческим вечером. Помимо представленной книги «Поворотный круг», на ее счету еще несколько поэтических сборников, ряд журнальных публикаций, множество переводов.
Открывая презентацию, бессменный руководитель клуба Сергей Нещеретов, поэт и литературовед, по его словам, переполненный метафизическими стихами Орловой, прочел: «И все, что раньше было тяжко, / Закаменело, как кристалл, / Ноябрь, как свежая рубашка, / Беленой охрой просиял…» Действительно, открытое сердце поэта вместило много боли, своей и чужой: «…как больной отчаявшийся лежит – / Наша, до слез, планета».
Выступавшему также на вечере поэту и прозаику Емельяну Маркову другой сборник Орловой когда-то помог пережить тяжелый кризис. Емельян прочел собственные стихи – своеобразный ответ обретенному в трудную минуту незримому собеседнику. «Чувство нарушенной справедливости» уловила в орловских стихах поэтесса и переводчица Наталья Ванханен. А еще – особую кротость русского духа: «В наше земное прибежище, / В медленный круговорот / Каждый явившийся следующий – / Дикою вишней цветет». Эти и многие другие стихи звучали на вечере в авторском исполнении. Органичны для поэта библейские мотивы, закономерна и особая укорененность в русской литературе, культуре. В стихах – множество аллюзий, цитат, упоминаний: «Слово о полку…», Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Чехов, Цветаева, Хлебников, Георгий Иванов, даже Виктор Цой. Нещеретов задал Наталье вопрос о круге ее чтения. Историк литературы почувствовал, что особое место в нем занимает Серебряный век. Да, поэтесса воспевает – но и оплакивает – ушедшую прекрасную эпоху, увы…
А почему «Поворотный круг», спросили ее? Поэтесса объяснила, что это образ круто повернувшейся жизни, как в театре, резко изменившей свою декорацию. Думается, сама встреча явилась таким поворотным кругом. Собравшиеся словно увидели и услышали моноспектакль. На сцене рождался глубоко трагический, но очень цельный мир, наполненный красотой, одухотворенный талантом.
Звезды, планеты, реки, снега, книги, песни…
И люди, люди!..
Здесь, в библиотеке им. Н.А. Добролюбова, в самом сердце столицы, весь вечер звучало живое русское слово, словно обретая второе дыхание.
комментарии(0)