Елена Санникова читала стихи и переводы. Фото Николая Милешкина
Открывая очередной раунд арт-проекта «Бегемот Внутри», ведущий Николай Милешкин пояснил, что сам любит «сольные вечера, когда выступает один поэт», но в какой-то момент понял: хороших авторов так много, что жизни не хватит пригласить всех посолировать. И тогда родилась идея проведения цикла «хороших и разных». На пятнадцатом подобном вечере выступили поэты Александр Асманов, Елена Санникова, Мария Ежова, Тимур Селиванов и прозаик Шевкет Кешфидинов.
Поэзия Асманова не сюжетна: это стихи-впечатления, стихи-чувства, произрастающие из внутреннего мира, импульс которым все равно дает мир внешний. Но оптика поэта направлена на собственную душу. Будучи горожанином, урбанистическое пространство он отвергает, если там нет душевного тепла: «А город хорош только если в нем / Для тебя есть этот – ну как его? – отчий дом». Образы поэта метафоричны: так, память – это «нежный зверек», который «шмыгает по изгибам усталых извилин». Бег зверька хаотичен, а «движения сказочно ловки»: «Выгрызая из ткани ушедшего дня / Про запас лоскуты и кусочки... / Он бежит, он никак не устанет бежать, / Тащит, тащит – и все ему мало... / Ах, как в старости будет уютно лежать / Под лоскутным его одеялом».
Санникова прочла стихи, написанные в прошлом столетии. Поэзия Елены во многом детская (или девичья). Тематика: судьба, улыбки сквозь грусть («Сподобь доплакать до конца / Свою израненную лиру / И не позволь сойти с лица / Улыбке, посвященной миру!»); архаика, русские селенья и родной дом («У церковки разрушенной – кладбище, / И так же светел колокольный звон… / Мой милый дом, приют мой»). Завершила выступление поэтесса строками: «Хаты белые… / уж который год / вишня красная осыпается. / Уж который год / у родных ворот / сына матушка дожидается».
Ежовой представляется, что ее верлибры «выходят очень веселыми: юмореска на юмореске», хотя при этом она допускает, что это ее «странные внутренние смешения». Недавно Мария готовила материал про ведьм в славянской культуре, и ей понравилось, как некий антрополог в лекции разъяснил: отпугивать ведьм должно «всё с семантикой острого: травки, острые уголочки». Слушателям Мария рекомендовала взять это на заметку: мало ли, вдруг потребуется отогнать ведьм.
Шевкет Кешфидинов прочел рассказ «Крымский Врубель», о том как во времена перестройки крымский татарин Амет-акъая мечтал дописать портрет Сталина и послать ему в подарок.
Завершился вечер выступлением Тимура Селиванова, которого ведущий представил человеком эксцентричным. Тимуру, по его словам, было тяжело слушать коллег, поскольку его представление о прекрасном в поэзии не совпадает с тем, что только что прозвучало.
комментарии(0)