0
961
Газета Фантастика Интернет-версия

23.05.2002 00:00:00

Петит


ГОРОДСКОЙ РОМАНС ДЛЯ ФЛЕЙТЫ

Дмитрий Янковский. Нелинейная зависимость. - М.: Центрполиграф, 2002, 460 с.
Дмитрий Янковский. Флейта и ветер.-- М.: Центрполиграф, 2002, 460 с.

Это, в общем, нетрадиционный Янковский, не фэнтези, а городской роман.

Причем это именно городские романы, на городе, городской философии построенные, городскими размышлениями наполненные, и герои их именно городские. В "Нелинейной зависимости" один из героев говорит другому: "Ты не чувствуешь себя во власти Москвы, пока у тебя есть деньги на обратный билет. Как только ты их потратил, город чувствует тебя своей собственностью. И начинает планомерно уничтожать". Впрочем, философия Янковского не антигородская, а скорее просто жестская.

"Нелинейная зависимость" оказалась при этом настоящей научной фантастикой, с квантовыми компьютерами, аппроксимационными схемами и числовыми последовательностями.

Чем-то этот сюжет напоминает блестящую вещь Стругацких "За миллиард лет до конца света", только у Янковского не мироздание стучит по головам героев своим вторым законом термодинамики, а большой город живет собственной жизнью, как единое существо или суперкомпьютер.

"Флейта и Ветер" - тоже роман городской, накрепко повязанный с Петербургом, с его мистикой, духами и призраками. Говорят, что по этой книге собираются снимать телесериал. Это вполне телегеничная, крепкая вещь.

Эти романы, правда, неуловимо похожи своей интонацией на книги Лукьяненко - все-таки сенитиментальный боевик в них побеждает sciense fiction. Но это и хорошо. Потому что у Янковского ведь есть своя стилистическая фишка - музыка и драйв большого города.

Леонид Гольденмауэр

КОСМОПОЛИТЫ

Ира Андронати, Андрей Лазарчук. За право летать. - М.: АСТ, 2002, 384 с.

Я верю в существование квазиживого бюрократического организма-Голема: со следами его жизнедеятельности мне приходится сталкиваться ежедневно. Я готов поверить в гигантскую нетехнологическую "грибницу", пронизывающую землю под нашими городами, и в то, что на планете в действительности живут тысяч пятьдесят человек, а остальные - проекция, сложнонаведенная галлюцинация. Но поверить в маленьких зеленых человечков, "которых в России видел каждый пятый", в империю-наноси-ответный-удар - увольте, не получится. Как, уверен, и у абсолютного большинства тех, кто увлеченно смотрит на экраны, где обмениваются разноцветными лучами гвардейцы и повстанцы, или с наслаждением листает страницы пухлых "космических опер" в глянцевых обложках. За это-то мы и любим жанр - за ощущение полного покоя и комфорта несмотря на то, что перед нами ежеминутно взрываются звездолеты и сталкиваются планеты. Только сельский пенсионер способен от чистого сердца обвинить Джорджа Лукаса или Сергея Лукьяненко в "пропаганде насилия". Железобетонное понимание, что так не бывает, дает нам непробиваемый иммунитет.

В этом одна из сильных сторон романа Иры Андронати и Андрея Лазарчука "За право летать" (цикл "Космополиты"). То, что происходит на его страницах, - сознательная игра на образах, укоренившихся в массовом сознании, и авторы абсолютно этого не скрывают. Земля в кольце осады из последних сил отражает атаки имперских линкоров? В бой без надежды на победу идут пятнадцатилетние пацаны и девчонки? Очень хорошо! Наш мир тихо оккупирован хитроумными инопланетянами, которые готовы использовать его как разменную фигуру в галактических играх или взорвать к чертовой матери? Совсем здорово! Чем хуже, тем лучше. Тем больше приключений выпадет на долю неразлучной парочки героев, прежде чем они разберутся в происходящем и отыщут оптимальный выход из положения, попутно щелкнув по носу обе враждующие инопланетные расы. Более того, по ходу дела "настоящий полковник" Адам Липовецкий и обаятельная девушка Вита (она же Эвита Максимовна Гофман, агент Комиссии по инвазии) как-то невзначай обзаведутся такими мощными союзниками, что впору усомниться: может ли цикл "Космополиты" иметь продолжение при таком выгодном для землян раскладе?

Читатели романа "За право летать" стали свидетелями рождения нового автора. Ира Андронати + Андрей Лазарчук - это не Андрей Лазарчук сольно и уж тем более не Андрей Лазарчук + Михаил Успенский. Это веселый автор, но юмор его светлый, солнечный, ни в коем случае не черный. В этой системе координат красивый хеппи-энд выглядит совершенно естественно. Обратите внимание: землянам со товарищи даже не пришлось разбивать агрессоров на голову - с ними удалось договориться. Момент для современной российской "космической оперы" не слишком характерный, но обнадеживающий - не зря книга посвящена "светлой памяти Александра Исааковича Мирера". Одна из главных фишек в романе - россыпь кратких, афористически точных и остроумных вопросов-ответов. Такое ощущение, что герои беспрестанно играют друг с другом в КВН. Понятно, что в реальной жизни такое невозможно, но у нас же кино, правда ведь? И новый автор, как выясняется, неплохо знает законы, по которым это кино снимают. Не исключено, что с выходом на сцену Андронати/Лазарчука другим фантастам, традиционно поставляющим на стол читателя экзотический продукт под названием "российская космическая опера", придется слегка потесниться. Впрочем, места на этих небесных пажитях много, хватит на всех...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1497
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1706
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1812
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4141

Другие новости