0
1695
Газета Фигуры и лица Интернет-версия

26.06.2009 00:00:00

Современность со старой пластинки

Тэги: брегович, музыка


брегович, музыка Большой композитор из маленькой страны.
Фото предоставлено GMGroup

Имя Горана Бреговича известно как любителям кино, так и поклонникам балканской культуры. Его диски с заводными мелодиями, в которых смешались сербский фольклор, рок и отголоски классической музыки, расходятся огромными тиражами по всему миру. В Москву Брегович приезжал не раз, а свой последний концерт его «Свадебно-похоронный оркестр» дал в мае в Luxury Village в Барвихе. Обладатель двух «Золотых пальмовых ветвей», Горан Брегович рассказал корреспонденту «НГ» о своем детстве, войне и цыганских свадьбах.

– Господин Брегович, говорят, вас, теперь известного во всем мире музыканта, в свое время исключили из музыкальной школы за «отсутствие таланта».

– Да, с музыкой у меня долгие и непростые отношения. Я родился в Сараево, мой отец был полковником Югославской народной армии. Он любил музыку, играл на скрипке и мечтал, чтобы я стал профессиональным скрипачом. Родители отправили меня в музыкальную школу. Но я был умным мальчиком и вскоре смекнул, что девочки предпочитают гитаристов. Так и не окончив скрипичную школу, стал осваивать гитару. С 15 лет я играл с музыкантами, которые были гораздо старше меня по возрасту, в 17 – уже играл на гитаре в стриптиз-баре. Я думаю, что видел больше обнаженных женщин, чем все юноши моего возраста в бывшей Югославии. А дело происходило в коммунистические времена... В 18 лет я уехал в Италию, какое-то время жил в Неаполе, но потом вернулся домой и поступил на философский факультет Сараевского университета. Учился четыре года, но профессором так и не стал. За два года до окончания учебы я записал первый альбом и стал звездой рок-н-ролла в Югославии. Времена были такие, что стать профессором философии означало стать профессором по марксизму. Я убежал от этой судьбы и выбрал музыку.

– Как появилась идея создать «Свадебно-похоронный оркестр»?

– Во время первого гастрольного тура по Европе я сотрудничал с большим симфоническим оркестром. Но моя музыка другая, для ее исполнения мне не нужны все инструменты. Я стал трансформировать оркестр, подгоняя его под мою музыку, заменил некоторые традиционные классические инструменты народными балканскими, пригласил солисток из Болгарии и цыганских духовиков. Главная часть оркестра – духовая группа, типичная для балканского свадебного и похоронного оркестра. На Балканах существует традиция духовых оркестров. Эта традиция идет со времен турецкой оккупации. Дело в том, что во время войн против турок, балканских войн, во время Первой мировой войны никаких музыкальных академий не было и в помине, не было своих, специально обученных военных оркестров, а музыка была нужна. И тогда военные закупили духовые инструменты и отдали их цыганам. А цыгане могут за полдня научиться играть на любом музыкальном инструменте. Поэтому военную музыку заиграли цыгане. А где цыгане, там игра на свадьбах и похоронах. Люди, простившись с покойником, собираются вместе, слушают и поют любимую музыку того, кого они только что проводили. То есть, по сути дела, одна и та же музыка играется и на свадьбах, и на поминках. И мои музыканты до встречи со мной часто играли на свадьбах и похоронах. Я в шутку стал называть оркестр свадебным и похоронным. Название понравилось и мне, и музыкантам, и так оно и прижилось.

– Многие любят вашу музыку именно потому, что она отражает влияние балканских традиций, экзотических для слушателей из других стран. В одном из интервью вы сказали: «Я – композитор из маленькой страны». Но кажется, что с каждым годом вы становитесь более космополитичным.

– Я – балканский композитор. Конечно, в моих произведениях сильно влияние народных напевов. Но это не я, это мир становится более космополитичным. Мне очень приятно, что композитор из маленькой страны, имеющей свою музыкальную культуру, находит слушателя в России, Европе, Америке. Не знаю, спасет ли красота мир, но это более вероятно, чем бомбы.

– Балканы не понаслышке знают о бомбах. Где вы встретили войну?

– Мне повезло, я не был в Сараево, когда началась война. Я был в Париже, писал музыку к фильму «Аризонская мечта». Мой дом был разрушен, я оказался в изгнании и начал новую жизнь. Непросто было в житейском плане, но в смысле творчества Париж всегда был и остается одним из центров культуры и центров эмиграции мастеров культуры. Во время войны писал музыку к кино.

– Сейчас продолжаете этим заниматься?

– Я недолго увлекался кино. Начал писать музыку для фильмов, когда у меня было недостаточно денег и хотелось иной славы. Это была своего рода забава для меня. Но в последние годы я редко работаю в киноиндустрии – моя музыка слишком мелодична для кино. Я не такой хороший кинокомпозитор.

– Как бы вы тогда сами определили стиль вашей музыки?

– Я – современный композитор, но моя современная музыка звучит так, как будто она была написана очень давно. Моя современность очень стара. Это современная музыка с одной очень старой пластинки.

– Так что же для вас музыка – призвание, хобби, образ жизни?

– Все вместе. Я никогда не занимался ничем другим. Я счастливый человек, всю жизнь делаю то, что мне интересно, то, что мне нравится. Со времен, когда я играл в стриптиз-баре, и до сегодняшнего дня я получаю удовольствие от того, что я делаю.

– Расскажите о ваших новых сочинениях.

– В 2007 году я сочинил оперу «Кармен со счастливым финалом», посвященную маленькому цыганскому оркестру. В основе оперы – история цыганки Кармен, но со счастливым финалом. Цыганам нужен счастливый финал. Расскажу вам старую цыганскую шутку. Бабушка смотрит порнофильм. Открывается дверь. На пороге стоит внук. Он спрашивает: «Бабушка, что ты делаешь?» – «Жду свадьбы». Свадьба – всегда счастливый финал для цыган. В финале моей оперы все выходят замуж и женятся. Мне тоже нравятся счастливые финалы, и я надеюсь, что в моих произведениях все будет заканчиваться благополучно. В прошлом году на одном из концертов фестиваля цыганских духовых групп я записал альбом «Алкоголь». В альбом входят композиции из моего старого рок-н-ролльного времени, стилизации под греческие и турецкие народные мелодии. Когда я просмотрел отснятый материал, где я пью во время концерта, родилось название альбома, а потом возникла идея разделить его на две части. Уже выпущена первая часть альбома – «Сливовица». В ноябре мы выпускаем вторую часть – «Шампанское». Получился алкогольный танцевальный альбом. Знаете, я композитор из тех мест, где нет классической музыки. Вся наша музыка на протяжении столетий создавалась во время распития алкогольных напитков. Почему я должен делать для себя исключение?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
670
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
970
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
766
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
936

Другие новости