|
– СПб.: Алетейя, 2019. – 134 с. ISBN 978-5-907189-61-4
Писатель, сценарист, кандидат физико-математических наук, автор книг «Вниз-вверх», «Черная талантливая музыка для глухонемых», «Тапирчик», «Дипендра», «На золотых дождях», «Олимп иллюзий» и др., лауреат премии «НГ» «Нонконформизм» и других наград («Бродячая собака», Silver Bullet (США), финалист премий Антибукер, Премии им. Андрея Белого Андрей Бычков (р. 1954) выпустил новый роман – о пороке, о наказании, об избавлении от порока. Фрагмент тогда еще будущей книги печатался в «НГ-EL» от 07.04.16: «В желтом городе встать поперек неба, Ганг и Миссисипи нежны были зарницами, вычерчивали островную линию заливов Сирта – так несмелый шуршащий посох лабиринта лежал на дороге. Так бледный блендер по-прежнему взбивал коктейли в барах и, как осы, жужжали шинами машины, жалили в кассах...» Основатель метафизического реализма в литературе, писатель и философ Юрий Мамлеев в свое время назвал творчество Бычкова «глубоко русским» «по той простой причине, что глубина переживаний в нем настолько превосходит западный уровень, что здесь снова приоткрывается та самая бездна, которая завещана нам еще Достоевским».
|
– М.: Русский Гулливер, 2019. – 76 с. ISBN 978-5-91627-223-9
Сборник поэта, критика, журналиста, кандидата филологических наук, постоянного автора «НГ-EL» Владимира Коркунова (р. 1984) включает стихотворения 2017–2019 годов, которые, как пишет в предисловии поэт Андрей Тавров, пытаются преодолеть расхождение слов и вещей: «…Все еще живые слова ищут возможности (поистине в своей инерции – космической) воссоединиться с вещами этого мира в ситуации, когда орган воссоединения утрачен, почти что отмирает». Например: «рыба-рыба-повитуха/ намотай на плавник пуповину слов/ и читай белое между строк// выбрасывай на берег мальков/ волны отнесут к пристани боли/ где в снастях запутались имена…»
|
– М.: Литературная Россия, 2019. – 352 с. ISBN 978-5-7809-0241-6
Как сказано в редакторском предисловии, при рассмотрении проблемы «В.Г. Белинский и отечественные писатели» основное внимание уделяется высказываниям «неистового Виссариона» о творчестве того или иного литератора и влиянии этих отзывов на творческую судьбу критикуемых. При этом «фактически ни слова о том, какое влияние оказали» на Виссариона Григорьевича «сами писатели, какие изменения в «господствующем характере литературы», связанные с их художественными открытиями, сказались на формировании его «критических убеждений», пользуясь словами Чернышевского». Сборник призван восполнить данную литературоведческую лакуну. В основе книги – материалы научных конференций, прошедших в Институте мировой литературы им. А.М. Горького (ИМЛИ) и посвященных Виссариону Белинскому. Исследователи обращались к таким темам, как «Белинский и Гоголь. Штрихи к двойному портрету», «В.Г. Белинский в восприятии М. Горького» и т.д. Сборник также включает приложение памяти Галины Елизаветиной (1938–2008) – главного научного сотрудника ИМЛИ, доктора филологических наук.
|
– М.: Центрполиграф, 2019. – 384 с. ISBN 978-5-227-08283-1
Для многих любителей литературы адрес Фонтанного дома графов Шереметевых – Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 34, – связан прежде всего с именем Анны Ахматовой, которая прожила в нем почти три десятилетия. Однако дом, будучи почти ровесником города на Неве, имеет длинную историю. Алла Краско посвятила книгу тем двум столетиям – с начала XVIII по начало XX века – жизни усадьбы на Фонтанке, когда она принадлежала графам Шереметевым. Подробности – в главах и подглавах «Фонтанный дом при первых владельцах: фельдмаршал граф Борис Петрович Шереметев и его вдова графиня Анна Петровна», «Прасковья Ковалева и ее окружение», «Николай Бем и его семейство» и др.
|
– М.: Институт кино и телевидения, 2019. – 152 с. ISBN 978-5-94237-063-3
Киновед Кирилл Разлогов так отзывается о новой работе литературоведа, культуролога, журналиста, постоянного автора «НГ-EL», финалиста премии «НГ» «Нонконформизм» Александра Люсого (р. 1953): «Само обозначение жанра «учебное пособие» в книге по-своему парадоксально, но в данном случае удалось направить поток сознания на передачу новым поколениям собственного мироощущения места и действия литературного изложения и кинематографического образа. Это пособие оказывается в эпицентре современных дискуссий о кризисе словесности и наступления визуальности, или, точнее, аудиовизуальности, которая охватывает собой почти все ступени не столько научного познания, сколько гуманитарного знания, которое всегда опирается на жизненный и интеллектуальный опыт автора». Автор рассматривает «Первичную кинориторику», «Жажду пыли: Экран как историческое убежище, пародию на производство киборгов» (названия глав-эссе) и др. О презентации этой книги в Симферополе см. в следующем номере.
комментарии(0)