Объявленная замена на Черноморском флоте бомбардировщиков Су-17 на более современные Су-24М, похоже, находится под угрозой срыва. По непонятным причинам, несмотря на договоренности, Киев вновь препятствует этому процессу. 1 октября первый российский Су-24М должен был из Анапы перелететь на аэродром "Гвардейское" под Симферополем, однако до сих пор российская сторона не получила внятных объяснений, почему Украина отказывается предоставить воздушный коридор самолету.
Очевидно, что 22 устаревших и морально и физически Су-17, часть из которых к тому же разобрана, не способны выполнять даже те "урезанные" задачи, которые стоят перед авиацией ЧФ. Кроме этих машин в составе ВВС флота имеются гидросамолеты Бе-12 и противолодочные вертолеты Ка-27.
Вопрос о перебазировании 22 бомбардировщиков решается с 1997 г., и за это время Киев неоднократно предъявлял различные требования и условия. Первоначально украинская сторона потребовала снять с Су-24М держатели для ядерных боеприпасов и допустить украинских экспертов для контроля над этим до начала перегонки. Российские военные полностью выполнили требование.
Затем решение вопроса о перебазировании бомбардировщиков увязывалось с ратификацией Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. В марте этого года заместитель министра обороны Украины генерал-полковник Бижан, выступая в Верховной Раде, заявил, что любая замена в корабельном или авиационном составе ЧФ должна утверждаться руководством Украины. Это абсолютно противоречит достигнутым соглашениям по Черноморскому флоту, по которым Москва обязана лишь информировать Киев о количестве техники в составе флота, а не запрашивать разрешение на плановую замену.
После ратификации всех документов по флоту Украина выдвинула новые условия обновления авиапарка ВВС Черноморского флота. От российской стороны потребовали заключения дополнительного соглашения о контроле со стороны Украины не только за корабельным и авиационным составом ЧФ, но и за всей техникой и вооружением по типу международных инспекций по линии ОБСЕ, а также об использовании сил и средств флота с территории Украины в кризисных ситуациях. Фактически Киев попытался установить разрешительный порядок использования Черноморского флота.
Наконец, на августовских переговорах в Севастополе стороны на словах договорились, что перегонка Су-24М в Крым начнется 1 октября. 16 сентября МИД РФ направил ноту украинским дипломатам с утвержденным Главкомом ВМФ РФ планом-графиком перелетов и просьбой способствовать его реализации. Однако ответ из Киева до сих пор не поступил. Известно, что этот вопрос вынесен на рассмотрение Леонида Кучмы.
Очевидно, что Украина использует вопрос о перебазировании двух десятков бомбардировщиков в Крым как разменную монету в торговле с Россией. Похоже, нынешнее руководство республики в обмен на решение вопроса о замене самолетов ВВС ЧФ попытается добиться поддержки Кремля в свете приближающихся выборов. Возможно также, что решение этого вопроса может быть использовано для возобновления торгов по продаже России стратегических ракетоносцев Ту-95МС, дислоцирующихся на аэродроме в Прилуках. Последняя цена, предложенная Киевом, - 75 млн. долл. за машину. Но российская сторона готова заплатить лишь 25 млн. за каждый Ту-95МС.