Главнокомандующий Военно-морским флотом адмирал флота Владимир Куроедов часто
встречается со школьниками - курсантами морских школ и кадетских корпусов. В них -
будущее флота России.
Фото Сергея Сидорова |
Одной из таких систем является единая морская стратегия России, которая рассматривается специалистами и учеными в наши дни в качестве одной из основных составных частей стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. С позиций системологического подхода единая морская стратегия представляет собой теорию и практику широкомасштабных совместных действий субъектов морской политики, ориентированных на достижение поставленной перед ними цели - комплексного решения проблем изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития и обеспечения безопасности страны.
Как область практической деятельности, единая морская стратегия должна способствовать: активизации деятельности России в Мировом океане в соответствии с целями и задачами развития страны; ориентации деятельности России в Мировом океане на получение конкретных практических результатов в ближайшей перспективе; поддержанию военно-политической стабильности в Мировом океане, обеспечению военной безопасности и нейтрализации угроз с морских и океанских направлений, укреплению международного авторитета страны. Поэтому совершенствование и развитие единой морской стратегии, включая цели, задачи, новые научные подходы, основные направления и механизм претворения в жизнь национальной морской политики, приобретают исключительную актуальность.
Достижение поставленной цели осуществляется путем последовательной разработки с единых методологических позиций частных научных задач:
1) обобщение и систематизация по основным сферам деятельности (военной, экономической, политической) национальных интересов России в Мировом океане;
2) анализ факторов, предопределяющих сдвиг национальных интересов России в океаны и моря на рубеже веков;
3) раскрытие и обоснование проблематики, задач и концептуальных основ защиты и реализации национальных интересов России в Мировом океане;
4) разработка единого системологического подхода и выбора методов комплексных исследований по проблематике защиты и реализации национальных интересов России в Мировом океане;
5) исследование возможных угроз в реализации национальных интересов России в морях и океанах со стороны ВМС США и других стран НАТО;
6) создание методологии и приоритетных направлений совершенствования и развития единой морской стратегии России.
Обобщая результаты исследований, проведенных по разработке задач 1-3, можно сделать следующие закономерные выводы.
1. События последнего десятилетия резко изменили геополитическую расстановку сил в области мировой морской деятельности, создав реальные угрозы национальной безопасности Российской Федерации: ограничением выхода России к ресурсам и пространствам Мирового океана, магистральным морским международным коммуникациям, особенно в Балтийском и Черном морях; резким изменением соотношения военно-морских сил не в пользу России; усиливающимся экономическим, политическим и международно-правовым давлением на Россию с целью ее вытеснения из активной морской деятельности; усилением неконтролируемого и безнаказанного доступа к морским ресурсам России.
2. Наличие мощного военно-морского, торгового, рыбопромыслового, речного и других флотов является для Российской Федерации в новых геополитических условиях объективной необходимостью, одним из важнейших условий обеспечения национальной безопасности, социально-экономического и культурного развития страны.
3. Системологический подход к решению научной задачи исследования существенно расширяет изучаемый механизм морской деятельности и возможности применения для разработки методологических основ и приоритетных направлений совершенствования и развития единой морской стратегии современного научного аппарата.
Обобщая результаты исследований по задачам 4-6, следует учитывать:
1. Анализ угроз национальным интересам России в Мировом океане позволяет сделать заключение, что ее внутренние воды, территориальное море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, а также акватории морей и океанов являются в современных условиях районами, из которых может исходить реальная угроза со стороны морских носителей высокоточного оружия, способных нанести существенный ущерб.
2. Все морские державы - исторические соседи России на морских театрах располагают в настоящее время военно-морскими силами, сопоставимыми, а некоторые и превышающими количественно и качественно, флоты, которыми обладает Россия в этих регионах. Увеличение морского присутствия других государств в прилегающих к российской территории морях и наращивание в них военно-морских группировок действующих военных блоков не может не рассматриваться Российской Федерацией как источник военной опасности.
3. Результаты исследований показывают, что в наши дни существуют постоянно действующие факторы, дестабилизирующие международную обстановку, и потенциальные источники военной опасности для России с морских и океанских направлений на северо-западе, западе, юго-востоке и востоке страны. Сложившаяся в настоящее время геополитическая обстановка в мире и формирующиеся опасные тенденции ее развития, ставящие под угрозу национальные интересы России в Мировом океане, заставляют считать наличие высокоразвитого, системно сбалансированного ВМФ - объективной необходимостью, одним из важнейших инструментов обеспечения военной безопасности и международного авторитета, защиты и реализации национальных интересов в морях и океанах, а также поддержания стабильности на морских и океанических пространствах.
4.Эффективная военно-морская деятельность России, направленная на достижение национальных интересов и целей РФ в Мировом океане, связана с применением ВМФ в мирное и военное время как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими видами Вооруженных сил, и предполагает выполнение комплексных, взаимосвязанных мер, совокупность которых должна отвечать определенным требованиям: защите стратегических интересов в области взаимного сдерживания враждебных государств от агрессии, обеспечения национального влияния на мировые процессы, безопасности экономической деятельности в Мировом океане и обороны страны с морских направлений.
5. Анализ содержания сформировавшихся за последние годы основных положений морской деятельности РФ в новых геополитических условиях и рассчитанных на перспективу (до 2010 г.) основ ее политики в области военно-морской деятельности показывает, что решительный поворот к наращиванию вклада морской мощи в устойчивое экономическое развитие, обеспечение национальной безопасности и повышение международного авторитета российского государства возможны лишь при его лидирующей роли в этих процессах.
Исходя из ведущей роли и главенствующего значения ВМФ в реализации приоритетных направлений политики Российской Федерации в области морской деятельности, решение проблем его строительства, подготовки и применения в мирное и военное время, а также его дальнейшего развития должно базироваться на единой государственной стратегии защиты и обеспечения реализации национальных интересов России в Мировом океане.
Сложные материальные и концептуальные системы национальной безопасности являются в наши дни основным предметом исследования новой предметной области знаний - системологии национальной безопасности как теории создания, функционирования и развития системы национальной безопасности России, ускоренно формируемой в последние годы в качестве современной методологии, инструмента и технологии исследований по проблемам защиты интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Вооруженная борьба на море в войнах будущего должна рассматриваться и анализироваться как процесс противоборства сложных динамических организационно-технических систем - боевых систем (БС)ВМС противника и ВМФ РФ, ход и исход которого предопределяется не количественно-качественным соотношением сил сторон, а придаваемыми БС основными функциональными свойствами.
На основе проведенного авторами укрупненного анализа развития военного искусства за период от наполеоновских войн до наших дней вскрыта формирующаяся в наше время закономерность перехода к "стратегии метасистем военного назначения". Показано, что в качестве таких метасистем военного назначения сегодня могут выступать вооруженные силы развитых стран мира и даже их отдельные виды: сухопутные войска, военно-морские силы и другие виды ВС.
Основными целями функционирования "метасистемы ВМФ" в мирное время являются: обеспечение достижения объявленных политических, экономических и военных целей РФ в морях Арктики, северной Атлантики, в Балтийском, Черном морях и в северо-западной части Тихого океана путем демонстрации и при необходимости применения военно-морской силы, а также участия в миротворческих и гуманитарных акциях, осуществляемых мировым сообществом путем сдерживания, в том числе нестратегическими ядерными средствами, развернутых и действующих там группировок ВМС вероятного противника от применения или угрозы применения ими силы с морских (океанских) направлений против России и ее союзников.
В угрожаемый период основной целью функционирования "метасистемы ВМФ" должно стать своевременное создание боевых систем, необходимых для проведения планируемых операций и боевых действий, с приданием им таких функциональных свойств, которые позволили бы успешно противостоять развернутым боевым системам ВМС противника.
Теория боевых систем (включая боевые системы тактического, оперативного и стратегического назначения) Военно-морского флота в современных условиях рассматривается в качестве методологии моделирования вооруженной борьбы на море в войнах будущего. Исследования показывают, что ее использование в этом качестве способно существенно повысить адекватность воспроизведения на моделях анализируемых процессов применения сил и средств флотов.
Главная цель системного анализа и исследования совокупности выделенных на операцию своих войск (сил) и средств, обеспечивающих их боевое применение в процессе выполнения поставленной задачи, состоит в том, чтобы создать из них единую боевую систему и придать ей необходимые функциональные свойства. Только тогда она будет успешно противостоять БС противника, а в случае необходимости сорвет ее функционирование, заставит противника отказаться от агрессивных замыслов.