Турция - давний сосед России. Исторические судьбы наших стран и народов тесно переплетены. Подобно России Турция в свое время была огромной многонациональной империей, которая распалась, как и недавно могучий Советский Союз. Однако ныне Турция претендует на ведущую геополитическую роль к югу от российских границ. И это отнюдь не беспочвенные притязания.
Турецкие вооруженные силы в настоящее время - наиболее организованный и мощный государственный институт в стране - по численности самые крупные в Европе и вторые после ВС США в НАТО. Они насчитывают более 600 тыс. военнослужащих. Около 500 тыс. солдат и офицеров имеют в своем составе сухопутные войска, куда входят 4 штаба армии, 10 штабов корпусов, 5 штабов дивизий, 42 бригады (14 бронетанковых, 15 механизированных, 9 пехотных, 4 специального назначения), 7 полков (президентской гвардии, пехотный, 5 пограничной охраны), 26 отдельных батальонов пограничной охраны. Личный состав ВВС - 56 тыс. человек, ВМС - 59,8 тыс.
На вооружении армии, авиации и флота Турции более 4200 танков, около 3500 бронированных боевых машин, свыше 4300 стволов артиллерии и минометов, 750 боевых самолетов и десятки ударных вертолетов, 16 подводных лодок и большое количество надводных кораблей различных классов.
АРМИЯ ВНЕ ПОЛИТИКИ?
Вооруженные силы в Турции всегда были предметом национальной гордости. Военнослужащие пользуются уважением у населения, недаром в стране говорят, что "каждый турок - сердцем солдат". Занимая привилегированное положение в обществе, руководящие военные круги прямо или косвенно оказывают влияние на политическую жизнь своего отечества. Определенную роль в этом играли генералы, адмиралы и офицеры, которые после увольнения из ВС вступали в различные политические партии и даже становились президентами.
29 октября 1923 г. Турция первой на Ближнем и Среднем Востоке провозгласила себя республикой. Ее президентом стал видный государственный деятель и военачальник Мустафа Кемаль Ататюрк, осуществивший ряд прогрессивных для того времени реформ, наладивший дружественные и добрососедские отношения с СССР. Задачи вооруженных сил, сформулированные Ататюрком, сводились к защите нации от внутренних и внешних врагов. Он же отстаивал принцип "армия вне политики", который, однако, в большинстве случаев не выполнялся.
После смерти Ататюрка(1938 г.) и особенно после Второй мировой войны яТурция начала отходить от проводившегося им внешнеполитического курса. Происходит все большее сближение с США. Так, в 1947 г. было заключено двустороннее соглашение, предусматривавшее оказание военной помощи Анкаре Соединенными Штатами, а в 1952 г. Турецкая Республика вступила в НАТО. В соответствии с последующими договорами наряду с предоставлением права иметь военные базы на турецкой территории американцы получили разрешение на строительство и модернизацию здесь военных аэродромов и других объектов.
Резкое ухудшение социально-экономического положения в стране во второй половине 70-х годов, которому в немалой степени способствовало то, что военные расходы составляли до 20% национального бюджета, выразилось в застое в промышленности и сельском хозяйстве, росте безработицы, ухудшении валютно-финансовой системы. За год цены на продовольствие и товары первой необходимости, коммунальные услуги и транспорт увеличились вдвое. Без работы остались более 3 млн. человек. Инфляция достигла 80%, а внешний долг вырос до 20 млрд. долл. Все это привело к политическому кризису.
В 1980 г. высшее военное руководство Турции совершило государственный переворот, непосредственными исполнителями которого стали армия, жандармерия и национальная разведывательная организация. Он был проведен в основном с целью локализации и нейтрализации ультралевых и ультраправых политических организаций, а также для оказания давления на парламент, который не принимал серьезных мер против царивших в стране анархии, террора и сепаратизма. За два года от рук экстремистов погибли до 2500 человек, около 10 тыс. граждан были ранены. При этом большинство преступлений так и осталось безнаказанным, поскольку убийцам удавалось либо бесследно исчезнуть, либо благополучно ускользнуть из рук правосудия.
После переворота был образован совет национальной безопасности во главе с начальником генерального штаба армейским генералом Эвреном, куда вошли командующие видами вооруженных сил и жандармерии. По своим идеологическим воззрениям Эврен являлся убежденным националистом, а в политической деятельности - последователем Ататюрка. После прихода к власти он заявил, что армия вынуждена взять руководство республикой в свои руки с тем, чтобы защитить целостность страны и нации, законность, права и свободы народа, избавив его от страха за жизнь и имущество, восстановить авторитет государства.
Переворот 1980 г. - третий в истории республики (первые два произошли в 1960 и 1971 гг.) - привел к установлению авторитарного военного режима. Вместе с тем он носил чисто верхушечный характер, ибо сохранялось привилегированное положение правящего класса (крупных бизнесменов, военной элиты). Когда же для него возникла угроза со стороны оппозиционных левых и правых сил, решительно вмешалась армия: были распущены парламент и правительство, приостановлена деятельность всех партий.
И по сей день в политической жизни Турции важную роль играет совет национальной безопасности, включающий президента, премьер-министра, начальника генерального штаба, министров обороны, иностранных дел, внутренних дел и командующих видами вооруженных сил. Такой состав позволяет сохранять значительное влияние силовиков в стране, где авторитарный режим соседствует со светской демократической республикой, что вовсе не случайно.
За последние десятилетия Турция значительно продвинулась по пути европейской модели развития. Но перед турецкими властями, выражающими интересы консервативной национальной буржуазии, стоят большие задачи по улучшению положения в области демократических свобод. Причем не только по отношению к туркам, но и к 12 млн. этнических курдов, арабов, черкесов, греков и других национальных меньшинств. Вдобавок лидеры страны крайне обеспокоены усилением националистических настроений и позиций исламского фундаментализма. Большую роль в политической жизни Турции в этих условиях будет играть армия, которая, по утверждению газеты "Миллиет", сегодня, как и во времена Османской империи, занимает ведущие позиции в обществе и как бы остается государством в государстве.
Кроме того, данное положение обусловлено и тем, что Турция уже многие годы незаконно оккупирует часть Кипра. Продолжается бескомпромиссная борьба против боевиков Курдской рабочей партии.
Недаром в западных СМИ отмечают, что "военные и армия - это могущественный институт в Турции". Турецкая армия как гарант конституции, выступающая за светское государство, систематически напоминает, например исламистам, кто в стране настоящий хозяин. Недавно с крайне резким заявлением в адрес исламских фундаменталистов выступил командующий сухопутными войсками Атилла Атеси. "У национально-освободительной войны, победа в которой привела к созданию республики, - заявил он, - есть две отправные точки. Первая подразумевает образование независимого и суверенного государства, вторая предполагает, что оно всегда будет светским... Пока существует турецкая армия, никто не сможет заставить свернуть Турецкую Республику с цивилизованного пути, указанного ее основателем Мустафой Кемалем Ататюрком".
30 ЛЕТ И 150 МИЛЛИАРДОВ
Несмотря на сложные политические условия, турецкое руководство продолжает самым серьезным образом заниматься вопросами укрепления боеготовности вооруженных сил, обеспечением их всем необходимым.
Принята программа модернизации ВС Турции на 30 лет, начиная с 2000 г., которая обойдется стране в 150 млрд. долл. Уже в 2000 г. департамент военной промышленности Турции совместно с зарубежными партнерами планирует построить 145 ударных вертолетов, на что намечено израсходовать 3,5-4 млрд. долл. Принят к реализации проект производства с помощью иностранных фирм 1000 основных боевых танков третьего поколения на сумму 5-6 млрд. долл. Для ВМС Турция намерена закупить в ФРГ 5 фрегатов класса "Барбарос" на сумму 2,5 млрд. долл. и 6 дизельных подводных лодок типа "Превез" (турецкой постройки по германскому проекту 209) - на 1,8-2 млрд. долл., 12 патрульных катеров береговой охраны - на 700 млн. долл. Сухопутные войска должны получить системы управления огнем и засечки целей (500 млн. долл.), 30 французских вертолетов "Пума" и 3 тыс. бронемашин (2 млрд. долл.).
В Вашингтоне военные представители Турции и США обсуждают проблему закупки противоракетных американских систем "Эрроу-2", которые должны стать основой создаваемой новой турецкой ПВО. Согласно данным турецкой печати, Анкара планирует также приобрести у США 40 истребителей-бомбардировщиков F-15E стоимостью 50 млн. долл. каждый.
Военные расходы Турции на 2000 г. определены в 9,6 млрд. долл., т.е. 4,4% ВНП.
Военная служба обязательна для каждого турка. Как сообщает западная пресса, ежегодно 660 тыс. молодых людей, которым исполнилось 20 лет, подлежат призыву в вооруженные силы и уклоняться от него не разрешается даже, например, по религиозным соображениям. Всем, кто пытается незаконно избежать воинской службы, грозит тюрьма, где заключенные подвергаются пыткам. Отсрочка предоставляется только учащимся высших учебных заведений и тем, кто работает за границей на протяжении трех лет. Но при этом они должны выплатить сумму, равную 5200 долл., и прослужить в армии один месяц.
В процессе модернизации вооруженных сил идут перестановки в военном руководстве и досрочное увольнение кадровых военнослужащих по дисциплинарным и иным причинам. В связи с достижением пенсионного возраста в 2000 г. в отставку ушли командующие сухопутными войсками и жандармерией. Перемены так или иначе затронули также 10 корпусных, 27 дивизионных, 64 бригадных генералов, двух адмиралов флота, четырех вице-адмиралов и 13 контр-адмиралов.
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ
Начальник турецкого генерального штаба Кыврыкогли, определяя место своих вооруженных сил в Северо-Атлантическом блоке, отмечает, что Турция, по оценке НАТО, является страной, расположенной ближе других к нестабильным и кризисным регионам, и потому "будет играть роль регионального сдерживающего фактора".
Турция намерена участвовать в создании региональной защиты от ракетного нападения. Вопрос об этой системе ПРО будет окончательно решен на предстоящей встрече в Вашингтоне представителей военных ведомств США, Израиля, Турции и Иордании. Разместить ее элементы планируется на американо-турецкой базе Инджирлик. Стоимость ПРО для Анкары, как сообщает пресса, равняется минимум 5 млрд. долл., что может затормозить реализацию некоторых других турецких военных проектов.
В свою очередь, военное командование Турции обратилось с предложением к НАТО создать в Стамбуле штаб сил быстрого реагирования (СБР) альянса, в зону ответственности которых будут входить Балканы, Кавказ и Средняя Азия. В состав СБР Турция выделяет 3-й и 4-й армейские корпуса, дислоцирующиеся в Стамбуле и Анкаре. При этом первый будет находиться в состоянии повышенной боевой готовности. Основу формирования СБР, по данным из источников НАТО, составят около 1,5 тыс. офицеров из стран блока. При возникновении кризисных ситуаций их подкрепят еще до 50-60 тыс. военнослужащих.
В качестве возможных задач в указанной выше зоне западные и местные эксперты называют и охрану нефтепровода Баку-Джейхан, который проходит через Азербайджан и Грузию в Турцию. Вместе с тем они умалчивают о возможных функциях СБР на территории двух независимых государств СНГ.
2 июня 2000 г. - юбилейная дата, 80-я годовщина установления дипломатических отношений между советской Россией и Турцией, боровшейся тогда за свое существование. Россия была единственно страной, оказавшей правительству Ататюрка безвозмездную помощь в размере 10 млн. золотых рублей, а также первым государством, признавшим независимость Турции и заключившим с ней Договор о дружбе и сотрудничестве. В 1992 г. был подписан Договор об основных отношениях между Российской Федерацией и Турецкой Республикой, который стал своего рода фундаментом для их продвижения по пути партнерства в политической, экономической и культурной областях.
Это свидетельствует о том, что у России с Турцией могут сохранится хорошие перспективы для взаимного сотрудничества. Однако Москву не могут не тревожить последовательное проникновение Турции под ширмой пантюркизма в некоторые государства СНГ, активизация турецких спецслужб на Северном Кавказе. Исламо-турецкий фактор, несомненно, сыграл свою роль в чеченских событиях. Кремлю нельзя не тревожиться в связи с усилением турецких ВМС в Черном море при явном ослаблении российского флота.
От того, как поведет себя Турция в ближайшем будущем по отношению к "горячим" регионам бывшего СССР, во многом будет зависеть военно-политическая ситуация на южных границах России и СНГ.