0
1105
Газета Армии Интернет-версия

15.12.2000 00:00:00

Какую армию строит Украина

Тэги: минфин, бюджет, договор


Опыт современных локальных конфликтов, несмотря на декларации хотя бы одной из участвующих сторон об их якобы всенародном характере, свидетельствует о закате эпохи массовых армий.

ИНДИКАТОР НАСТРОЕНИЙ

Одной из отличительных черт современного военного строительства можно считать появление армий нового типа, построенных как на профессиональном, так и милиционном принципах, в зависимости от решаемых задач и наличия денежных средств. Армия милиционного типа остается альтернативой армии профессиональной. Полупартизанские формирования из гражданского населения вполне успешно противостоят армиям даже развитых государств.

Однако в Украине момент для формирования милиционной армии был упущен после того, как национальной гвардии были вменены не свойственные ей функции. Гвардия вместо того, чтобы заниматься подготовкой резервистов и служить базой для развертывания территориальной обороны, начала дублировать армию и МВД. Продолжающееся сокращение ВС Украины есть не что иное, как дальнейший развал соединений, унаследованных от Советской армии. Не будет слишком большим преувеличением признать, что путь "украинизации" Советской армии оказался наихудшим вариантом из всех возможных.

После распада Варшавского договора и прекращения глобального противостояния в условиях открытого общества произошел слом оборонного сознания населения. Образ врага стерт. В сознании большей части призывных контингентов защита Отечества перестала быть "священным долгом". Свыше 90% призванных указывают, что они не смогли уклониться от военной службы. До 80% на вопрос: "Будете ли вы защищать Родину, если на нее нападут?", отвечают - "нет". 70% заявляют о том, что воевать не будут. Даже замполиты-воспитатели не могут указать солдату врага, так как он не предусмотрен военной доктриной.

Семья призывника рассматривает призыв как семейное бедствие, поэтому служба в армии стала уделом самых бедных и социально незащищенных. Образовательный уровень таких военнослужащих совершенно не позволяет грамотно эксплуатировать военную технику, командиры их используют, как правило, в качестве бесплатной рабочей силы.

ПРЕДПРИЯТИЕ ОСОБОГО РОДА

Структура украинских ВС, по мнению ряда специалистов, все более определяется не потребностями национальной обороны, а перспективой участия в договорных системах коллективной безопасности. Поэтому, учитывая опыт участия Украины в международных силах ООН, для нее, видимо, логично будет (на профессиональной основе и согласно стандартам НАТО) формировать те части, которые могут быть использованы в международных силах.

Мобилизационные расчеты, вроде 1 млн. человек населения - 1 дивизия, относятся к уровню развития общества 1918 г. К тому же времени относятся и пресловутые нормы расхода на армию в размере 4% от ВНП. Старение общества в развитых странах подрывает саму идею массовой армии. Боеспособность армии не может измеряться в количественных величинах.

Современная война, даже в условиях локальных конфликтов, ведется как наземно-космическая операция. Те же боевики используют спутники связи и навигации. Сейчас каждый военнослужащий основных боевых специальностей - прежде всего оператор компьютерной техники. Нужно избавить войска от выполнения хозяйственных функций. Оптимальным было бы следующее соотношение: на одного военнослужащего в боевом подразделении - два в подразделениях боевого обеспечения и обслуживания. Типичным для Советской армии было соотношение 1:20.

Все тыловые должности в армии, не связанные с эксплуатацией боевой техники, целесообразно заместить гражданскими специалистами. Контракты на хозяйственно-бытовое обслуживание воинских частей правильнее передать гражданским фирмам на тендерной основе. Жилищный фонд и объекты инфраструктуры, не связанные с выполнением боевых задач, также должны быть переданы за плату в коммунальную собственность. Несение гарнизонной и караульной службы стоит возложить на военную полицию.

Изначально ошибочной является попытка возложить задачу создания профессиональной армии на МО, которое не в состоянии с этим справиться, во-первых, из-за недостаточного финансирования и, во-вторых, из-за незаинтересованности генералитета в структурных преобразованиях.

Убежден, что создание профессиональной армии не может быть доверено военным в принципе. Военные не вправе заниматься политической деятельностью в демократическом обществе. Даже суждения генералов о целесообразности или нецелесообразности профессиональной армии, на мой взгляд, уже дают основания говорить о вмешательстве военных в политическую жизнь страны.

ПЕРЕПУТАЛИ САВЛА С ПАВЛОМ

В военной терминологии последних лет образовалась путаница понятий "профессиональная армия" и "служба по контракту". Нынешнее военное руководство республики, мягко говоря, лукавит, когда заявляет о том, что до 30% военнослужащих-контрактников, уже проходящих службу, могут составить костяк профессиональной армии. Сейчас контрактник - это сверхсрочник, перед заключением контракта он, согласно украинскому законодательству, должен пройти срочную службу. Профессиональный же военный поступает на службу в добровольном порядке на установленный срок не менее трех лет. В Вооруженных силах Украины, в условиях большой безработицы, контрактники органически дополняют институт прапорщиков и занимают, как правило, тыловые должности в частях по месту жительства.

В профессиональной армии социальные гарантии должны иметь конкретный характер. Вместо "бесплатно" (обучение, лечение и т.д.) - денежные выплаты на соответствующие цели и компенсации. Страховой полис должен стать неотъемлемым атрибутом военнослужащего, как смертный жетон и удостоверение личности.

Получать гарантированно оплачиваемую работу в возрасте 18-30 лет, не имея специального образования, проблематично. Армия предоставляет такую возможность, да еще обучает за свой счет, в том числе гражданским специальностям. В 1975 г. США начали вербовку военнослужащих с учетом пяти уровней интеллектуальной и профессиональной пригодности добровольцев. В сущности, брали всех желающих. Сейчас два нижних уровня отпали ввиду большого конкурсного выбора.

Для украинской молодежи особенно важны сегодня такие льготы, как возможность продолжить образовании в гражданских вузах на деньги МО. Как и возможность получить жилье из фондов МО или соответствующую денежную компенсацию на его наем и покупку. Немаловажную роль для наименее обеспеченных слоев населения имеет вещевое и продовольственное обеспечение.

Существующая сеть военных комиссариатов, унаследованная еще от царских времен, не в состоянии провести набор добровольцев. Их персонал, структура ориентированы на принудительно-добровольный призыв.

ЖИВАЯ АРХАИКА

Военкоматы отягощены несвойственными им и абсурдными функциями, такими, как учет военных пенсионеров и отставников, составление мобилизационных планов, регистрация транспортных средств, медицинские комиссии. Опыт развитых стран показывает, что пенсионеры должны состоять на учете в своих пенсионных фондах, резервисты в воинских частях по месту службы. Существующая система подготовки к потенциальной войне не соответствует реалиям рыночной экономики и состоянию открытого общества. Мобилизационные планы использования частного сектора экономики возможны только с его согласия и за плату. Проще изымать прямой военный налог в виде откупа.

Подготовка профессионалов невозможна без создания качественно новых учебных центров на базе средних специальных и высших учебных заведений. Основная их особенность - многоступенчатость подготовки, от обучения солдата до постоянного повышения квалификации специалиста. Учебные центры должны иметь статус военных колледжей. Солдат получает квалификацию младшего специалиста, но не получает офицерского чина. Следует отказаться от "учебок" с их системой хозработ и приведением в негодность техники.

С созданием профессиональной армии возрастает возможность влияния военных кругов на политику государства. Чтобы профессиональная армия не превратилась в военную касту, необходим гражданский контроль над ВС, для чего целесообразно разделить функции МО и Генштаба. Функции МО следовало бы ограничить административно-хозяйственными и военно-техническими. Функции Генерального штаба - управлением войсками.

Целесообразно иметь гражданского министра обороны. Начальник Генштаба должен быть подчинен президенту как Верховному главнокомандующему. Назначать на высшие командные посты в ВС, присваивать генеральские звания вправе только президент при согласии парламента.

В демократическом обществе выглядят явным анахронизмом военная прокуратура и военные суды. Дела военнослужащих вполне могут быть переданы в общее судопроизводство.

Военный бюджет необходимо сделать прозрачным, то есть его статьи должны быть детально расписаны и доступны контролю со стороны парламента и Минфина. И последнее. Думается, Вооруженным силам не повредит, а пойдет на пользу, если в них будет разрешена деятельность общественных организаций и независимого профсоюза военнослужащих.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1488
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1698
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1800
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4125

Другие новости