0
11326
Газета Армии Интернет-версия

09.02.2001 00:00:00

Наряд вне очереди отменен

Тэги: устав, практика


-Александр Владимирович, говорят, что многие положения уставов были написаны еще чуть ли не при царе Горохе, а другие - просто формально существовали, но не выполнялись на практике.

- В уставе нет ни одной статьи, которая бы не применялась на практике. Есть направления и основы, которые заложены еще в царское время. Мы же не можем взять весь старый устав и выбросить его, но и говорить, что устав переписан со старого, еще дореволюционного - тоже нельзя. Например, караульная служба несется в России уже 300 лет, наверное, за это время мы набрались опыта, а основа службы часового остается практически неизменной. Да, есть изменения, которые продиктованы временем. К примеру, в действующем уставе записано, что при награждении военнослужащий отвечает "Служу Отечеству!" Может, в 1993 году это и было верно - отечество после распада СССР у всех было разным, сейчас же все служат России, поэтому и ответ должен быть "Служу России!"

- Новые уставы будут радикально отличаться от старых? Или вы работаете сейчас просто над удалением бесполезных положений?

- Ну, что касается объема, то он останется практически прежним, а вот структура устава и многие статьи действительно серьезно изменятся. Исключены устаревшие положения и отдельные вопросы, дублировавшиеся в различных главах.

В войсках несколько лет назад появилась должность помощника командира по правовой работе. Все это время проходила своеобразная обкатка, и вот уже в новом уставе внутренней службы будут записаны обязанности помощника по правовой работе. Это фактически означает, что в полках у командиров появятся свои юрисконсульты.

В разделе "права военнослужащих" говорится теперь и об ответственности органов исполнительной и государственной власти по реализации мер правовой и социальной защиты военнослужащих.

Полностью переработан раздел "Ответственность военнослужащих за правонарушения". В частности, указано, что административную ответственность военнослужащие несут за нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил.

В целях недопущения отдачи неправомерных приказов командирами в раздел "Приказ, порядок его отдачи и выполнения. Инициатива военнослужащих" включена новая статья. В ней указано, что запрещается отдавать приказы, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства РФ.

- Насколько известно, больше всего вопросов сейчас возникает по поводу ареста военнослужащих, с содержанием на гауптвахте?

- Да, действительно, в связи с ратификацией Россией Европейской конвенции о защите прав человека, встал вопрос и о правомерности применения к военнослужащим такого дисциплинарного взыскания, как арест с содержанием на гауптвахте без решения суда. Это, пожалуй, самый важный вопрос, который требует решения в кратчайшие сроки. Дело в том, что отсрочка принятия решения по данному вопросу может привести к претензиям со стороны Европейского суда по правам человека в Страсбурге и, кроме того, предъявлению исков со стороны российских граждан к Российской Федерации. Несомненно, эти иски будут удовлетворяться, что чревато крупными компенсациями из государственного бюджета.

Основной позицией по решению этой проблемы считается позиция Минюста, поддержанная Советом безопасности и Главным государственно-правовым управлением президента Российской Федерации. Согласно ей, проступки военнослужащих, за которые предусмотрен арест с содержанием на гауптвахте, должны рассматриваться в военных судах. Но при этом надо учитывать, что возложение на военные суды этой функции потребует увеличения численности военных судей. Сложнее станет применять арест - многие воинские части значительно удалены от судов. К тому же из-за загруженности судов вопрос ареста может вообще потерять актуальность, если будет рассматриваться в очереди с другими делами, то есть через два-три месяца. В этой ситуации стало ясно, что просто внесением нового положения в дисциплинарный устав проблемы не решить.

- И что придумали?

- Распоряжением президента РФ от 18 ноября 2000 года # 511-рп при Минюсте создана межведомственная рабочая группа (МРГ) по подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, обеспечивающих выполнение международных обязательств Российской Федерации в сфере прав человека и основных свобод в части, касающейся применения к военнослужащим меры дисциплинарного взыскания в виде ареста с содержанием на гауптвахте. В состав МРГ вошли представители всех заинтересованных государственных органов, в том числе и представитель нашего управления. В ходе работы члены группы пришли к мнению о целесообразности разработки отдельного законопроекта, который бы состоял из материальных норм (перечень проступков, за которые можно подвергать аресту) и процессуальных (регламентирующих порядок подготовки и передачи материалов в суд командирами, судебные процедуры по этим делам), а также предусматривал внесение изменений и дополнений в другие законы. Одновременно предполагается сделать максимально упрощенными порядок подготовки материалов и рассмотрения дел в суде, может быть, даже без личного участия в рассмотрении дела военнослужащего. Вступление в силу данного закона потребует внесения значительных изменений в подзаконные акты, в первую очередь в Дисциплинарный устав ВС РФ.

- А вам как кажется, арест всегда необходим или его можно было бы отменить в принципе?

- По-моему, отмена ареста с содержанием на гауптвахте как вида дисциплинарного взыскания, существенно ограничит дисциплинарные права командиров, а применение других видов взысканий, особенно к военнослужащим по призыву, совершившим грубые дисциплинарные проступки, не всегда оказывается эффективным. Тем самым, отмена ареста на данном этапе может ухудшить состояние правопорядка и дисциплины в Вооруженных силах России.

Необходимо разработать законопроект, который бы регламентировал упрощенный порядок рассмотрения правонарушений военнослужащих в военных судах, в отношении которых применено дисциплинарное взыскание в виде ареста с содержанием на гауптвахте. Также он должен определять права командиров по применению ареста. В него необходимо включить перечень дисциплинарных проступков, рассматриваемых судами. Соответственно должны указываться и права командира воинской части по задержанию и содержанию военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, на гауптвахте до вынесения судебного решения на срок, не превышающий 48 часов.

- Опыт контртеррористической операции в Чечне как-то учтен в новых уставах?

- Не только Чечня, но еще и боевые действия в Афганистане показали, что военнослужащие слабо знают правила войны или нормы международного гуманитарного права. В частности, порядок обращения с военнопленными, гражданскими лицами, культурными ценностями. В связи с этим в раздел "Общие обязанности командиров (начальников)" включена статья об этом. Причем учить ее военнослужащие будут обязаны не во время боевых действий, а в мирной обстановке.

Не могли мы не отреагировать и на все увеличивающиеся попытки завладения оружием, особенно у суточного наряда, и возросшую криминогенную обстановку во многих регионах России. В связи с этим возросла роль дежурного подразделения, которое оперативно должно приходить на помощь. В уставе появилось положение, определяющее порядок назначения и действий подобного подразделения. Кроме того, наиболее существенным стало изменение самих статей, касающихся порядка применения часовым оружия. В связи с этим в проект устава гарнизонной и караульной службы введено конкретное определение запретной границы и границы поста, уточнен порядок применения оружия, который теперь предельно упрощен и понятен.

- Вы упомянули, что серьезные изменения коснутся устава гарнизонной и караульной служб. О чем идет речь?

- Совершенно новое в этом уставе само понятие "гарнизон". Мы уходим от тех старых понятий, когда гарнизон - это маленькая территория. Мы сейчас переходим на территориальную систему, которая существует на всей территории Российской Федерации. То есть начальник гарнизона будет только один на субъект Федерации, а не в каждом городке, как раньше. Совсем по-другому будет организована гарнизонная служба. Сократится и число гарнизонных гауптвахт. Кроме того, уточнены обязанности должностных лиц гарнизона и некоторые приоритетные направления их деятельности. В том числе необходимость решения таких задач, как обеспечение исполнения уголовного наказания в виде ареста с содержанием на гауптвахте для осужденных военнослужащих, организация в гарнизонах охраны и обороны военных объектов и военных городков, обеспечение экологической безопасности войск...

- Планировалось, что вопросы обеспечения исполнения уголовного наказания и многие другие будет выполнять специально образованная военная полиция. На какой стадии сейчас решение этого вопроса?

- Все осталось на прежнем месте. Разработки по этому вопросу прекращены. Связано это, во-первых, с отсутствием денежных средств, а во-вторых, с тем, что по этой теме возникли некоторые разногласия с другими министерствами и ведомствами. Поэтому сейчас задачи, которые должна была бы решать военная полиция, возложены на гарнизонные и войсковые гауптвахты, на военных комендантов и командиров воинских частей, причем выполняют они их на внештатной основе, часто не зная элементарных правил, например, того же конвоирования осужденных. Остаются проблемы и во время проведения миротворческих операций, особенно в Косово и Боснии, где отсутствие военной полиции значительно ограничивает полномочия российских миротворцев по сравнению с другими странами.

- Очень много говорят о проблемах воинской дисциплины. Изменилось ли само понятие "дисциплина" в армии? Есть ли послабления в этом вопросе?

- Нет, я бы сказал, дисциплина в армии станет еще более жесткой. Теперь статья о воинской дисциплине усилена требованием для каждого военнослужащего - "беспрекословно выполнять поставленные задачи в любых условиях, в том числе с риском для жизни". Это дополнение сделано в соответствии с требованиями закона "О статусе военнослужащих". Мы не говорим о том, что каждый военнослужащий должен быть Александром Матросовым, но выполнять приказы беспрекословно он обязан, особенно в боевой обстановке. Как показал опыт Чечни, Афганистана и "горячих точек", именно от четкого выполнения приказа зависела жизнь самого военнослужащего и его подразделения. Анархии в армии не может быть в принципе.

В то же время, согласно проекту нового устава, теперь в обязанности командира входит не только поддерживать воинскую дисциплину, но и уважать личное и национальное достоинство, а также вероисповедание военнослужащих.

Теперь каждый военнослужащий будет нести личную дисциплинарную ответственность за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, а также норм международного гуманитарного права. Это положение дополнено в устав из правил Международного Красного Креста.

Исключено из проекта устава, пожалуй, самое "любимое" наказание для солдат и матросов, проходящих службу по призыву, - назначение вне очереди в наряд на работу. Как показала практика, его применяют часто с нарушениями, особенно младшие командиры, и в большинстве случаев к молодым солдатам, что не всегда оказывает воспитательное воздействие.

Вместе с этим уставом оговаривается и усиление правовой защищенности военнослужащих. Так, теперь каждый военнослужащий, минуя командование, может обращаться в суд с жалобой "на действия органов военного управления и командиров, нарушающих его права и свободы, определяемые законодательством Российской Федерации".

- Не секрет, что для армии устав - это закон, по которому она живет, несет службу и воюет. Так чем все-таки была вызвана реформа уставов?

- В общевоинских уставах, действующих сейчас, слишком много незаконных положений, которые вышли за рамки правового поля. Ряд статей уставов не соответствует законодательству Российской Федерации. Часть законов, с 1993 года, когда были приняты уставы, прекратили свое существование, за это же время вышел ряд новых. В частности, приняты новая Конституция РФ, федеральные законы РФ "О статусе военнослужащих", "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "Об оружии", введены в действие Положение о порядке прохождения военной службы и другие нормативные правовые акты.

Еще в июле 1998 года министр обороны РФ своим приказом назначил комиссию по подготовке проектов уставов Вооруженных сил РФ. В ее состав вошли представители всех видов ВС, ВДВ, главных и центральных управлений Минобороны, военных академий, а также всех остальных министерств и ведомств, где есть военная служба. В уставную комиссию входят 83 человека - это практически все вторые лица главных центральных управлений министерства обороны, представители МВД, ФАПСИ и других силовых ведомств.

Состоялось несколько заседаний комиссии по переработке общевоинских уставов, где рассматривались предложения по их содержанию, которые потом были направлены в войска для изучения.

В ходе работы было рассмотрено около 8 тыс. предложений, поступивших из органов военного управления, соединений, воинских частей, военных учреждений профессионального образования, от военнослужащих, общественных организаций и ветеранов, в том числе и от Союза комитетов солдатских матерей.

Впереди у нас большая и ответственная работа по окончательной доработке проектов уставов, представление их министру обороны и президенту Российской Федерации.

- Когда же новые уставы появятся в войсках?

- Скорей всего это произойдет в 2001-2002 годах. Не потому, что мы не можем до сих пор внести изменения, а потому, что именно к этому сроку ожидается появление обновленного российского законодательства. Наша задача, чтобы уставы соответствовали новому законодательству, в противном случае нам придется переписывать их по несколько раз. Два основных вопроса, по которым мы сейчас ждем законодательного решения, - это арест военнослужащих и принятие нового положения о гарнизонах.

В целом же работа над уставами практически завершена - все основные изменения в их проекты внесены. В войсках тоже изучили все наши проекты общевоинских уставов. А мы, соответственно, учли все поступившие предложения и замечания по ним. В дальнейшем проекты будут рассмотрены уставной комиссией ВС РФ, представлены членам Коллегии Минобороны, пройдут согласование в заинтересованных министерствах и ведомствах. После чего они будут представлены президенту для утверждения. Ожидается, что после утверждения будут выпущены дополнения и комментарии к уставам, чего раньше еще никогда не делалось.

Материал подготовлен Национальной информационной службой "Страна.RU".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1484
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1415
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1630
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1351

Другие новости