0
10808
Газета Армии Интернет-версия

09.02.2001 00:00:00

Наряд вне очереди отменен

Тэги: устав, практика


-Александр Владимирович, говорят, что многие положения уставов были написаны еще чуть ли не при царе Горохе, а другие - просто формально существовали, но не выполнялись на практике.

- В уставе нет ни одной статьи, которая бы не применялась на практике. Есть направления и основы, которые заложены еще в царское время. Мы же не можем взять весь старый устав и выбросить его, но и говорить, что устав переписан со старого, еще дореволюционного - тоже нельзя. Например, караульная служба несется в России уже 300 лет, наверное, за это время мы набрались опыта, а основа службы часового остается практически неизменной. Да, есть изменения, которые продиктованы временем. К примеру, в действующем уставе записано, что при награждении военнослужащий отвечает "Служу Отечеству!" Может, в 1993 году это и было верно - отечество после распада СССР у всех было разным, сейчас же все служат России, поэтому и ответ должен быть "Служу России!"

- Новые уставы будут радикально отличаться от старых? Или вы работаете сейчас просто над удалением бесполезных положений?

- Ну, что касается объема, то он останется практически прежним, а вот структура устава и многие статьи действительно серьезно изменятся. Исключены устаревшие положения и отдельные вопросы, дублировавшиеся в различных главах.

В войсках несколько лет назад появилась должность помощника командира по правовой работе. Все это время проходила своеобразная обкатка, и вот уже в новом уставе внутренней службы будут записаны обязанности помощника по правовой работе. Это фактически означает, что в полках у командиров появятся свои юрисконсульты.

В разделе "права военнослужащих" говорится теперь и об ответственности органов исполнительной и государственной власти по реализации мер правовой и социальной защиты военнослужащих.

Полностью переработан раздел "Ответственность военнослужащих за правонарушения". В частности, указано, что административную ответственность военнослужащие несут за нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил.

В целях недопущения отдачи неправомерных приказов командирами в раздел "Приказ, порядок его отдачи и выполнения. Инициатива военнослужащих" включена новая статья. В ней указано, что запрещается отдавать приказы, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства РФ.

- Насколько известно, больше всего вопросов сейчас возникает по поводу ареста военнослужащих, с содержанием на гауптвахте?

- Да, действительно, в связи с ратификацией Россией Европейской конвенции о защите прав человека, встал вопрос и о правомерности применения к военнослужащим такого дисциплинарного взыскания, как арест с содержанием на гауптвахте без решения суда. Это, пожалуй, самый важный вопрос, который требует решения в кратчайшие сроки. Дело в том, что отсрочка принятия решения по данному вопросу может привести к претензиям со стороны Европейского суда по правам человека в Страсбурге и, кроме того, предъявлению исков со стороны российских граждан к Российской Федерации. Несомненно, эти иски будут удовлетворяться, что чревато крупными компенсациями из государственного бюджета.

Основной позицией по решению этой проблемы считается позиция Минюста, поддержанная Советом безопасности и Главным государственно-правовым управлением президента Российской Федерации. Согласно ей, проступки военнослужащих, за которые предусмотрен арест с содержанием на гауптвахте, должны рассматриваться в военных судах. Но при этом надо учитывать, что возложение на военные суды этой функции потребует увеличения численности военных судей. Сложнее станет применять арест - многие воинские части значительно удалены от судов. К тому же из-за загруженности судов вопрос ареста может вообще потерять актуальность, если будет рассматриваться в очереди с другими делами, то есть через два-три месяца. В этой ситуации стало ясно, что просто внесением нового положения в дисциплинарный устав проблемы не решить.

- И что придумали?

- Распоряжением президента РФ от 18 ноября 2000 года # 511-рп при Минюсте создана межведомственная рабочая группа (МРГ) по подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, обеспечивающих выполнение международных обязательств Российской Федерации в сфере прав человека и основных свобод в части, касающейся применения к военнослужащим меры дисциплинарного взыскания в виде ареста с содержанием на гауптвахте. В состав МРГ вошли представители всех заинтересованных государственных органов, в том числе и представитель нашего управления. В ходе работы члены группы пришли к мнению о целесообразности разработки отдельного законопроекта, который бы состоял из материальных норм (перечень проступков, за которые можно подвергать аресту) и процессуальных (регламентирующих порядок подготовки и передачи материалов в суд командирами, судебные процедуры по этим делам), а также предусматривал внесение изменений и дополнений в другие законы. Одновременно предполагается сделать максимально упрощенными порядок подготовки материалов и рассмотрения дел в суде, может быть, даже без личного участия в рассмотрении дела военнослужащего. Вступление в силу данного закона потребует внесения значительных изменений в подзаконные акты, в первую очередь в Дисциплинарный устав ВС РФ.

- А вам как кажется, арест всегда необходим или его можно было бы отменить в принципе?

- По-моему, отмена ареста с содержанием на гауптвахте как вида дисциплинарного взыскания, существенно ограничит дисциплинарные права командиров, а применение других видов взысканий, особенно к военнослужащим по призыву, совершившим грубые дисциплинарные проступки, не всегда оказывается эффективным. Тем самым, отмена ареста на данном этапе может ухудшить состояние правопорядка и дисциплины в Вооруженных силах России.

Необходимо разработать законопроект, который бы регламентировал упрощенный порядок рассмотрения правонарушений военнослужащих в военных судах, в отношении которых применено дисциплинарное взыскание в виде ареста с содержанием на гауптвахте. Также он должен определять права командиров по применению ареста. В него необходимо включить перечень дисциплинарных проступков, рассматриваемых судами. Соответственно должны указываться и права командира воинской части по задержанию и содержанию военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, на гауптвахте до вынесения судебного решения на срок, не превышающий 48 часов.

- Опыт контртеррористической операции в Чечне как-то учтен в новых уставах?

- Не только Чечня, но еще и боевые действия в Афганистане показали, что военнослужащие слабо знают правила войны или нормы международного гуманитарного права. В частности, порядок обращения с военнопленными, гражданскими лицами, культурными ценностями. В связи с этим в раздел "Общие обязанности командиров (начальников)" включена статья об этом. Причем учить ее военнослужащие будут обязаны не во время боевых действий, а в мирной обстановке.

Не могли мы не отреагировать и на все увеличивающиеся попытки завладения оружием, особенно у суточного наряда, и возросшую криминогенную обстановку во многих регионах России. В связи с этим возросла роль дежурного подразделения, которое оперативно должно приходить на помощь. В уставе появилось положение, определяющее порядок назначения и действий подобного подразделения. Кроме того, наиболее существенным стало изменение самих статей, касающихся порядка применения часовым оружия. В связи с этим в проект устава гарнизонной и караульной службы введено конкретное определение запретной границы и границы поста, уточнен порядок применения оружия, который теперь предельно упрощен и понятен.

- Вы упомянули, что серьезные изменения коснутся устава гарнизонной и караульной служб. О чем идет речь?

- Совершенно новое в этом уставе само понятие "гарнизон". Мы уходим от тех старых понятий, когда гарнизон - это маленькая территория. Мы сейчас переходим на территориальную систему, которая существует на всей территории Российской Федерации. То есть начальник гарнизона будет только один на субъект Федерации, а не в каждом городке, как раньше. Совсем по-другому будет организована гарнизонная служба. Сократится и число гарнизонных гауптвахт. Кроме того, уточнены обязанности должностных лиц гарнизона и некоторые приоритетные направления их деятельности. В том числе необходимость решения таких задач, как обеспечение исполнения уголовного наказания в виде ареста с содержанием на гауптвахте для осужденных военнослужащих, организация в гарнизонах охраны и обороны военных объектов и военных городков, обеспечение экологической безопасности войск...

- Планировалось, что вопросы обеспечения исполнения уголовного наказания и многие другие будет выполнять специально образованная военная полиция. На какой стадии сейчас решение этого вопроса?

- Все осталось на прежнем месте. Разработки по этому вопросу прекращены. Связано это, во-первых, с отсутствием денежных средств, а во-вторых, с тем, что по этой теме возникли некоторые разногласия с другими министерствами и ведомствами. Поэтому сейчас задачи, которые должна была бы решать военная полиция, возложены на гарнизонные и войсковые гауптвахты, на военных комендантов и командиров воинских частей, причем выполняют они их на внештатной основе, часто не зная элементарных правил, например, того же конвоирования осужденных. Остаются проблемы и во время проведения миротворческих операций, особенно в Косово и Боснии, где отсутствие военной полиции значительно ограничивает полномочия российских миротворцев по сравнению с другими странами.

- Очень много говорят о проблемах воинской дисциплины. Изменилось ли само понятие "дисциплина" в армии? Есть ли послабления в этом вопросе?

- Нет, я бы сказал, дисциплина в армии станет еще более жесткой. Теперь статья о воинской дисциплине усилена требованием для каждого военнослужащего - "беспрекословно выполнять поставленные задачи в любых условиях, в том числе с риском для жизни". Это дополнение сделано в соответствии с требованиями закона "О статусе военнослужащих". Мы не говорим о том, что каждый военнослужащий должен быть Александром Матросовым, но выполнять приказы беспрекословно он обязан, особенно в боевой обстановке. Как показал опыт Чечни, Афганистана и "горячих точек", именно от четкого выполнения приказа зависела жизнь самого военнослужащего и его подразделения. Анархии в армии не может быть в принципе.

В то же время, согласно проекту нового устава, теперь в обязанности командира входит не только поддерживать воинскую дисциплину, но и уважать личное и национальное достоинство, а также вероисповедание военнослужащих.

Теперь каждый военнослужащий будет нести личную дисциплинарную ответственность за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, а также норм международного гуманитарного права. Это положение дополнено в устав из правил Международного Красного Креста.

Исключено из проекта устава, пожалуй, самое "любимое" наказание для солдат и матросов, проходящих службу по призыву, - назначение вне очереди в наряд на работу. Как показала практика, его применяют часто с нарушениями, особенно младшие командиры, и в большинстве случаев к молодым солдатам, что не всегда оказывает воспитательное воздействие.

Вместе с этим уставом оговаривается и усиление правовой защищенности военнослужащих. Так, теперь каждый военнослужащий, минуя командование, может обращаться в суд с жалобой "на действия органов военного управления и командиров, нарушающих его права и свободы, определяемые законодательством Российской Федерации".

- Не секрет, что для армии устав - это закон, по которому она живет, несет службу и воюет. Так чем все-таки была вызвана реформа уставов?

- В общевоинских уставах, действующих сейчас, слишком много незаконных положений, которые вышли за рамки правового поля. Ряд статей уставов не соответствует законодательству Российской Федерации. Часть законов, с 1993 года, когда были приняты уставы, прекратили свое существование, за это же время вышел ряд новых. В частности, приняты новая Конституция РФ, федеральные законы РФ "О статусе военнослужащих", "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "Об оружии", введены в действие Положение о порядке прохождения военной службы и другие нормативные правовые акты.

Еще в июле 1998 года министр обороны РФ своим приказом назначил комиссию по подготовке проектов уставов Вооруженных сил РФ. В ее состав вошли представители всех видов ВС, ВДВ, главных и центральных управлений Минобороны, военных академий, а также всех остальных министерств и ведомств, где есть военная служба. В уставную комиссию входят 83 человека - это практически все вторые лица главных центральных управлений министерства обороны, представители МВД, ФАПСИ и других силовых ведомств.

Состоялось несколько заседаний комиссии по переработке общевоинских уставов, где рассматривались предложения по их содержанию, которые потом были направлены в войска для изучения.

В ходе работы было рассмотрено около 8 тыс. предложений, поступивших из органов военного управления, соединений, воинских частей, военных учреждений профессионального образования, от военнослужащих, общественных организаций и ветеранов, в том числе и от Союза комитетов солдатских матерей.

Впереди у нас большая и ответственная работа по окончательной доработке проектов уставов, представление их министру обороны и президенту Российской Федерации.

- Когда же новые уставы появятся в войсках?

- Скорей всего это произойдет в 2001-2002 годах. Не потому, что мы не можем до сих пор внести изменения, а потому, что именно к этому сроку ожидается появление обновленного российского законодательства. Наша задача, чтобы уставы соответствовали новому законодательству, в противном случае нам придется переписывать их по несколько раз. Два основных вопроса, по которым мы сейчас ждем законодательного решения, - это арест военнослужащих и принятие нового положения о гарнизонах.

В целом же работа над уставами практически завершена - все основные изменения в их проекты внесены. В войсках тоже изучили все наши проекты общевоинских уставов. А мы, соответственно, учли все поступившие предложения и замечания по ним. В дальнейшем проекты будут рассмотрены уставной комиссией ВС РФ, представлены членам Коллегии Минобороны, пройдут согласование в заинтересованных министерствах и ведомствах. После чего они будут представлены президенту для утверждения. Ожидается, что после утверждения будут выпущены дополнения и комментарии к уставам, чего раньше еще никогда не делалось.

Материал подготовлен Национальной информационной службой "Страна.RU".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1358
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
859
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
613
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
851

Другие новости