Председатель КНР Цзян Цзэминь потребовал от Вашингтона прекратить все разведывательные полеты в воздушном пространстве приморских районов Китая, с тем чтобы не допустить повторения инцидентов, подобных тому, что произошел 1 апреля.
В этот день в небе над Южно-Китайским морем произошло столкновение самолета электронной разведки ВМС США ЕР-3Е "Эйриз II" с китайским истребителем. По версии американской стороны, "Эйриз" был перехвачен двумя F-8 Народно-освободительной армии Китая, один из которых нанес повреждения ЕР-3Е в районе одного из двигателей, после чего экипаж американской машины подал сигнал бедствия и совершил вынужденную посадку на аэродроме Линшуй на китайском острове Хайнань. Здесь же сел и один из F-8.
Как утверждает, в свою очередь, МИД КНР, рано утром 1 апреля два истребителя НОАК были подняты в воздух "для слежения" за разведчиком США, оказавшимся над китайскими территориальными водами. В 104 км от острова Хайнань американский самолет сделал неожиданный маневр в сторону китайских машин, таранив одну из них. В результате F-8 упал в море, при этом его пилот, по всей видимости, погиб.
ЕР-3Е "Эйриз II" - четырехмоторный турбовинтовой самолет, предназначенный для ведения радиотехнической разведки. Он может находиться в воздухе более 12 часов. Первые варианты этих машин были созданы в конце 60-х годов на базе патрульного самолета ВМС Р-3 "Орион". Экипаж "Эйриза" состоит из 24 человек: трех пилотов, штурмана, бортинжинера, трех специалистов оценки оперативной обстановки, операторов радиотехнического оборудования, техников и механиков.
"Эйриз" имеются на вооружении двух эскадрилий радиотехнической разведки морской патрульной авиации, одна из которых дислоцируется в Испании, а вторая - на авиабазе Мисава, расположенной на северной оконечности крупнейшего японского острова Хонсю. Именно последней (VQ-1) и принадлежит севший на Хайнане "Эйриз". В задачи этой эскадрильи входит осуществление разведывательных полетов на пространстве от восточного побережья Африки до западного побережья США.
После приземления экипаж ЕР-3Е, по информации китайской стороны, был размещен в "надлежащих условиях". Очевидно, что китайские специалисты не могли отказаться от такого подарка, как американский самолет радиотехнической разведки, и сразу же проникли на борт "Эйриза". Представитель КНР даже косвенно подтвердил это. По инструкции для экипажей машин подобного типа и назначения в случае вынужденной посадки необходимо уничтожить наиболее ценное оборудование. Неизвестно, успели ли американские летчики сделать это, но любая уцелевшая аппаратура наверняка подвергнется самому тщательному изучению китайскими военными. Вот почему президент США Джордж Буш 2 апреля потребовал от Пекина "безопасного" возвращения "Эйриза". С целью оказать давления на КНР к берегам Хайнаня были направлены 3 эсминца ВМС США, однако 3 марта их отвели из данного района.
Некоторые военные наблюдатели считают, что основным объектом исследования экипажа ЕР-3Е были нацеленные на Тайвань ракетные установки, дислоцированные в китайской провинции Фуцзянь. ВВС НОАК в последнее время стали крайне жестко реагировать на деятельность разведывательных самолетов США у своих рубежей. Китайские истребители буквально выдавливают их из зоны слежения. Вряд ли можно предположить, что пилот ЕР-3Е стал бы выполнять какие-либо опасные маневры при приближении перехватчиков КНР. Поэтому вина за столкновение в воздухе, по всей видимости, лежит на пилоте F-8, слишком активно маневрировавшем вокруг американской машины.