0
909
Газета Армии Интернет-версия

27.07.2001 00:00:00

Расчеты ядерных новобранцев

Тэги: Пакистан, индия


"СТРАТЕГИЧЕСКАЯ АВТОНОМИЯ" ИНДИИ

Проблема нераспространения ядерного оружия во внешней политике Индии приобрела особую остроту после произведенной ею серии подземных ядерных взрывов на испытательном полигоне Покхран в штате Раджастан в мае 1998 г. Дальнейшие утверждения Дели об отсутствии у него намерения обострять напряженность в Южной Азии и мире в целом, сохранении приверженности всеобщему режиму глобального ядерного разоружения показались международному сообществу не совсем убедительными, принимая во внимание ответные действия со стороны Пакистана, который, следуя примеру Индии, оперативно провел двумя неделями позже аналогичные ядерные испытания на своей территории.

В августе 1999 г. экспертной группой при Совете национальной безопасности Индии был подготовлен и по решению правительства опубликован проект "Ядерной доктрины Индии", основу которого составила разработка национальной концепции ядерного сдерживания. Индийские военные эксперты, участвовавшие в разработке проекта, полагали, что выполнение задач сдерживания и поддержание стабильности возможно только в том случае, если при любых условиях развязывания военного конфликта сторона, подвергшаяся агрессии, будет способна нанести агрессору неприемлемые для него потери в ответном ударе.

Потенциальным агрессором в будущей войне, включая применение ядерного оружия, Индия в первую очередь рассматривает Пакистан.

Согласно проекту доктрины для того чтобы политика ядерного сдерживания работала эффективно, Индии требуется: а) наличие соответствующих боеспособных и хорошо подготовленных ядерных сил; б) надежная система управления и контроля; к) эффективная разведка и система раннего обнаружения противника; г) всестороннее планирование и подготовка для ведения операций в соответствии с разработанной стратегией.

Имеется в виду, что индийские ядерные силы будут представлять собой триаду, включающую авиацию, мобильные наземные ракетно-пусковые установки и ракеты морского базирования. Индия достигла определенных результатов в области разработок и создания собственных средств доставки. На сегодняшний день у нее на вооружении находятся ракеты малой дальности "Притхви", а в январе 2001 г. Индия провела успешные испытания баллистической ракеты средней дальности "Агни-2" с дальностью действия 2000-2500 км. Разрабатываются межконтинентальная баллистическая ракета "Агни-З" с дальностью действия 5000-8000 км, ракеты морского базирования "Сагарика" и МБР "Сурья" (дальность действия - до 12000 км). Наибольшую сложность для Индии представляет, по мнению экспертов, создание системы боевого управления и контроля за ядерными силами.

Произведенные Индией ядерные испытания, а также последовавшая за ними выработка проекта доктрины минимального ядерного сдерживания демонстрируют специфику подходов страны к проблеме нераспространения ядерного оружия. Став де-факто ядерной державой, Индия возобновила приверженность глобальному ядерному разоружению, объявила мораторий на дальнейшие ядерные испытания и приняла на себя обязательство о неприменении первой ядерного оружия против неядерных государств. Однако с учетом трудностей, переживаемых в связи с общемировым процессом ядерного разоружения, Дели, исходя из соображений "стратегической автономии", продолжает отказываться присоединяться к ДНЯО в качестве неядерного государства и занимает по отношению к нему негативную позицию, считая, что в нынешнем виде Договор является неэффективным (не предотвращает процесса распространения ядерного оружия) и дискриминационным (разделяет мир на ядерные и неядерные государства, подтверждает монопольное обладание ядерным оружием узкой группой стран, блокирует доступ неядерных государств к ядерным мирным технологиям).

Усилившаяся напряженность в индийско-пакистанских отношениях, которая практически совпала по времени с публикацией проекта ядерной доктрины, вызвала серьезную обеспокоенность у мирового сообщества. Западные эксперты делают вывод о том, что в случае возникновения нового крупномасштабного вооруженного конфликта между Индией и Пакистаном помимо обычных видов вооружений воюющие стороны могут реально в боевых условиях проверить свои ядерные возможности. Развитие наихудшего сценария, по их мнению, вполне возможно, принимая во внимание резко возросшие за последнее время ядерные амбиции обеих стран.

У ПАКИСТАНА СОБСТВЕННАЯ ЛОГИКА

Успешно проведенные Пакистаном испытания ядерного оружия всего через несколько недель после серии индийских ядерных испытаний в мае 1998 г. положили конец неопределенности, если таковая еще сохранялась. Качественным прорывом явилось само преодоление барьера, связанного с расщеплением ядра, продемонстрировавшее скептикам, что Пакистан владеет основными материалами и результативными инженерными разработками.

Согласно консервативным оценкам сторонних наблюдателей, пакистанские запасы высокообогащенного урана позволяли ему произвести к 1995 г. от "нескольких" до десяти ядерных зарядов. По оценкам других наблюдателей, объем пакистанского ВОУ был несколько больше и позволял иметь в 1995 г. от 15 до 25 ядерных зарядов. Специалисты полагали, что мощности пакистанского завода по обогащению урана в Кахуте в 1995 г. позволяли производить ВОУ в достаточном количестве для создания двух-трех бомб за год. Если принять за основу относительно консервативную оценку запасов ВОУ в размере 10 боезарядов по состоянию на 1995 г., то за последующие три года даже такие скромные запасы, по всей видимости, возросли до 15-16 зарядов. Материал, истраченный на ядерные испытания, вероятно, сократил эти запасы на две-три единицы, в результате осталось 12-14 зарядов.

После майских испытаний 1998 г. Пакистан, несомненно, вложил средства в увеличение мощности установки по обогащению урана для максимального увеличения производительности, возможно, до уровня ВОУ в размере 3-4 зарядов в год или даже больше, используя материал из источника, содержащего уже частично обогащенный уран. Пакистан скорее всего был способен в 2000 г. получить из собственных источников запас ВОУ, достаточный, по консервативным оценкам, для примерно двух десятков ядерных зарядов. Можно принять за данность, что пакистанские возможности выбора стратегического ядерного сдерживания на ближайшее будущее определяются наличием ядерных сил в размере 24-25 урановых боезарядов на ракетоносителях.

При таком арсенале, или даже значительно большем, задача нанесения упреждающего (обезоруживающего) удара по запасам индийского ядерного оружия является реалистической, поскольку индийские запасы гораздо больше, рассредоточены по большей территории и более труднодоступны. Это не означает, что уже известные места хранения ядерного оружия и материалов на индийской территории не окажутся в числе пакистанских целей при планировании ядерного сдерживания.

Процесс выработки решений по ядерным вопросам в Пакистане, вероятно, будет оставаться непрозрачным и окруженным усиленными мерами предосторожности. Пакистанские власти вряд ли предадут огласке оперативно-тактические аспекты своей ядерной стратегии и военной доктрины. Секретности будет придаваться первостепенное значение. С пакистанской точки зрения, которая совпадает с китайским и даже с индийским опытом в этой сфере, подлинная открытость в вопросах ядерного оружия может произвести дестабилизирующий эффект. Какими бы благими намерениями ни руководствовались западные партнеры Пакистана, они вряд ли выиграют что-либо в информационном плане от вовлечения пакистанских военных руководителей в открытую дискуссию о вариантах военной стратегии, структуре вооруженных сил и военной доктрине.

По крайней мере в своих публичных заявлениях Пакистан, похоже, принял на вооружение ту же минималистскую терминологию для обозначения своего курса на ядерное сдерживание с той лишь поправкой, что подлинная задача обеспечения пакистанской ядерной безопасности по отношению к Индии, вероятнее всего, может быть точнее сформулирована как "максимально убедительное ядерное сдерживание".

В условиях военной и географической асимметрии между Индией и Пакистаном, с целью поддержания максимально убедительного ядерного сдерживания для Исламабада было бы логично организовать свой сравнительно небольшой ядерный арсенал как силу, предназначенную для нанесения первого удара, хотя и применяемую лишь в крайнем случае, в качестве последнего средства. Пакистанские военные стратеги, вероятно, попытаются определить, где в том или ином случае находится "красная черта", пересечение которой ставит под большое сомнение само существование страны. В каждом из этих случаев такая "красная черта" не будет обозначена в открытую. Но они будут оперативно определяться как пороговые состояния, при которых начинается подготовка к нанесению ядерного удара.

Будучи слабейшей стороной в крайне асимметричном соотношении военных сил в Южной Азии и обладая очень небольшим ядерным арсеналом, пакистанские военные стратеги, вероятно, придут к выводу, что только стратегия первого удара обеспечит максимальную убедительность их ядерного сдерживания. Стратегия первого удара не нуждается в публичном декларировании, ее единственное условие - отсутствие ограничителей в виде связывающих руки политических обязательств, законов или технических ограничений на применение ядерных сил.

Тот факт, что Индия неоднократно предлагала Пакистану двусторонние соглашения о неприменении ядерного оружия первыми, а Пакистан отвергал их, свидетельствует, что Индия хорошо сознает вероятность негласного обращения пакистанской стороны к доктрине первого удара и видит возможность использовать этот момент в своей собственной международной пропаганде. Остается лишь неясным, насколько Индия сознает опасность, проистекающую для нее из этой доктрины. Воздерживаясь от соглашения с Индией, Пакистан сохраняет себе свободу рук.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1423
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1618
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1723
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4019

Другие новости