Социальная сфера
В ПОСЛЕДНИЕ годы государственные мужи различного уровня выражали обеспокоенность валом социальных проблем, которые накатили на военных. В связи с этим ряды защитников Отечества стали покидать десятки тысяч офицеров и военнослужащих-контрактников, причем, как правило, те, чей возраст еще позволяет служить не один десяток лет. Ситуация еще более обострилась и вследствие несостоявшегося обещанного президентом России повышения денежного довольствия военнослужащим в 2 раза в 2001 г. Не случайно начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Анатолий Квашнин назвал ситуацию в российских Вооруженных силах "закритической".
ФИНАНСОВЫЕ "ЗАГОГУЛИНЫ"
Давно ожидаемые в российских Вооруженных силах документы, определяющие новый уровень денежного довольствия военнослужащих, наконец-то после годичного хождения в коридорах законодательной власти увидели свет. Начатый весной 2001 г. их марафонский забег закончился 7 мая этого года, когда Владимир Путин своим указом утвердил Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" (# 49-ФЗ). Новые должностные оклады военнослужащих будут введены с 1 июля с.г., а оклады по воинским званиям - с 1 января 2003 г. Как заявили чиновники из правительства, со следующего года денежное довольствие младших офицеров возрастет в 2 раза, старших - в 1,7 раза, а высших - в 1,5 раза, Мол, сделано это с целью оставить в рядах Российской армии молодых офицеров, что само по себе унизительно как для лейтенантов, так и для прослуживших по 20-25 и более лет старших и высших офицеров. Армия - это одна семья, и в ней не должно быть деления на "белых" и "черных".
Вдогон к закону 1 июня президент подписал указ # 537 "О денежном довольствии военнослужащих", в соответствии с которым устанавливаются: табель соответствия основных типовых воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы; табель соотношения окладов по некоторым типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту; табель соответствия воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, квалификационным разрядам государственных служащих. Таким образом военных приравняли к госслужащим.
Однако анализ этих документов свидетельствует о том, что вместо восклицательного знака или на худой конец точки в процессе реформирования денежного содержания военнослужащих поставлена жирная клякса. И вот почему.
Федеральный закон и указ, по замыслу их разработчиков, должны были реализовать комплекс мер по реформированию денежного довольствия военнослужащих, приравнивая их к госслужащим. Для военных та планка ожиданий реального его повышения, завышенная безответственными заявлениями чиновников из российского правительства, явно оказалась ниже, чем было обещано президентом: увеличение денежного довольствия в 2 раза. Да и с правовой точки зрения многие положения документов нарушают Конституцию России и другие законодательные акты.
Размер оклада по воинской должности военных теперь будет исчисляться от должностного оклада первого заместителя федерального министра или директора федеральной службы. Командиры различных степеней (округа, армии, корпуса, дивизии, полка и т.д.) будут получать в процентах от должности первого заместителя министра обороны. Например, командир дивизии - 63-64%, командир полка - 51-52%, командир взвода - 36-37%, курсант вуза - 15-16% от оклада первого замминистра. Пока, правда, неясно, сколько это будет в денежном эквиваленте.
Из льгот у военнослужащих остаются: бесплатный проезд на общественном транспорте, полевые начисления, бесплатное медицинское и лекарственное обеспечение, бесплатный проезд раз в год на отдых, оплата путевок за санаторно-курортное лечение. Ранее уже была повышена с 50 до 70% ежемесячная надбавка за сложность и специальный режим военной службы (в денежном эквиваленте это около 300-500 руб.), а также вводится новая шкала ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет.
Для военных пенсионеров сохраняется порядок начисления пенсий с учетом продовольственного пайка, в целом пенсии возрастут в 1,9-2 раза. Кроме того, оставлены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, включая телефон, членам семей погибших (умерших) военнослужащих и пенсионеров.
Вместе с тем с 1 июля отменяется пенсионная надбавка, имеющая немалый вес в денежном содержании военнослужащих, прослуживших более 20 лет, а также компенсация, которая выплачивалась взамен удерживаемого подоходного налога с физических лиц, что нарушает не только условия заключенного с военнослужащими контракта, но и Конституцию РФ, запрещающую принимать законодательные акты, ущемляющие права и свободы граждан. Наиболее болезненным моментом для военнослужащих станут отменяемые с 1 июля льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (ЖКУ). Очевидно, что цены на ЖКУ будут постоянно расти, также очевидно и то, что денежная компенсация не будет успевать за этим ростом.
ВОЕННЫЕ И ГОССЛУЖАЩИЕ
Общеизвестно, что гарантии и компенсации, определенные российским законодательством, в связи с особым характером возложенных на военнослужащих обязанностей, в том числе и связанных с риском для жизни, в нынешнем состоянии не соответствуют уровню их материального обеспечения. Вряд ли кто из гражданских госслужащих за 20-25 лет переезжал от 8 до 12 раз, причем география этих переездов - от Камчатки до Берлина, от Кушки до Шпицбергена. Что такое отправка контейнера? Это катастрофа, а согласно пословицы, два переезда равны одному пожару. К сожалению, не приведены они в соответствие и сейчас.
Сравним уровни денежного довольствия госслужащих и военных из высших эшелонов власти (таблица 1).
Денежное содержание некоторых категорий военнослужащих и гражданских госслужащих (по состоянию на 01.03.02)
Таблица 1
Категория |
Месячные оклады, руб. |
||
за должность |
за звание/ квалиф. разряд |
Итого |
|
Начальник Генерального штаба, генерал армии |
1906 |
960 |
2866 |
Заместитель директора ФСБ, генерал-полковник |
2766 |
900 |
3666 |
Заместитель руководителя аппарата правительства РФ, действительный госсоветник РФ 1 класса |
4410 |
1440 |
5850 |
Командующий войсками военного округа, генерал-полковник |
1594 |
900 |
2494 |
Начальник управления Генштаба, генерал-лейтенант |
1415 |
840 |
2255 |
Начальник управления ФСБ, генерал-лейтенант |
2490 |
840 |
3330 |
Начальник управления аппарата правительства РФ, действительный госсоветник 2 класса |
4140 |
1350 |
5490 |
Начальник группы управления Генштаба, полковник |
1283 |
720 |
2003 |
Начальник отдела ФСБ, полковник |
2005 |
720 |
2725 |
Командир полка, полковник |
997 |
720 |
1717 |
Начальник отдела аппарата правительства, госсоветник РФ 1 класса |
3780 |
1170 |
4950 |
Анализ таблицы показывает, что в настоящее время должностные оклады военных в 2 раза ниже, чем оклады соответствующих им категорий госслужащих. Выше и "цена" классных квалификаций служащих, чем воинские звания: квалификационный разряд действительный госсоветник РФ 1 класса выше, чем звание генерал армии.
Кроме того, еще 1 декабря прошлого года заработная плата госслужащих, в том числе гражданского персонала силовых структур, была повышена в 1,6-1,9 раза. Не были обделены заботой и сотрудники судебных органов: значительно возросли оклады судьям и прокурорским работникам (в том числе сотрудникам Главной военной прокуратуры). В результате, например, следователь военной прокуратуры гарнизона (первичная должность в органах ГВП) в звании капитан с выслугой 5 лет стал получать на руки 8,5 тыс. руб. Для сравнения: первый заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ в звании генерал-полковник с выслугой около 40 лет со всеми надбавками сейчас получает около 8 тыс. руб. Есть и другие примеры: сейчас гражданские врачи в военной поликлинике получают больше, чем их руководитель - действующий офицер, полковник, заслуженный врач России. Парадокс!
Что же получит военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, после повышения окладов, уплаты налогов и снятия льгот за жилищно-коммунальные услуги? Проанализируем это по должности командира полка. По расчетам экспертов Минфина России, командир полка в звании полковника (выслуга 25 лет), имеющий трехкомнатную квартиру, сейчас получает в среднем чуть более 5000 руб. С июля он должен будет получать около 7120 руб., а с января 2003 г. - около 7700 руб. Эта сумма дана с учетом всех дополнительных выплат (ежеквартальной премии, материальной помощи, единовременного денежного вознаграждения), но без учета инфляции.
Аналитическим управлением Совета Федерации проведен анализ этих законопроектов (таблица 2), который учитывает инфляционные процессы. С учетом этого уровень реальных доходов военнослужащих будет значительно ниже, рассчитанных Минфином. Анализ этой таблицы показывает, что денежное довольствие командира полка, а следовательно, и всех других военнослужащих, проходящих службу по контракту, будет по-прежнему оставаться низким.
Расчеты на денежное довольствие командира мотострелкового полка с учетом инфляции
Таблица 2
Наименование платежей |
Оплата |
||
в настоящее время |
с 01.07.02 |
с 01.01.03 |
|
Оклад по должности |
997 |
2430 |
2430 |
Оклад по званию |
720 |
720 |
1080 |
Выслуга 20 лет |
30% - 515 |
50% - 1575 |
50% - 1575 |
За сложность (70%) |
698 |
1701 |
1701 |
Командирские |
500 |
500 |
500 |
За секретность (20%) |
199 |
486 |
486 |
За классность (7%) |
70 |
170 |
170 |
Пенсионные (20%) |
355 |
- |
- |
Всего за месяц |
4054 |
7582 |
8122 |
Вычеты:
|
- 620 20% - 811 |
985 1238 25% - 1895 |
056 1238 30% - 2437 |
Доход в месяц |
2624 |
3464 |
3391 |
Дополнительные выплаты: - ЕДВ |
5151 |
9450 |
10 530 |
- ежеквартальная премия |
5151 |
9450 |
10 530 |
- материальная помощь |
3434 |
6300 |
7020 |
Начисляется за год от доп. выплат |
13 736 |
25 200 |
28 080 |
Вычеты: - налог (13%) |
- |
3276 |
3656 |
- инфляция |
20% - 2747 |
25% - 6300 |
30% - 8424 |
Среднемесячный совокупный доход |
3540 |
4777 |
4724 |
Особый разговор - материальное положение военнослужащих, проходящих службу в Москве и других крупных административных центрах, а это - Министерство обороны, Генеральный штаб, главные штабы видов Вооруженных сил, штабы военных округов и объединений, военно-учебные заведения и другие части. Они находятся еще на более низком уровне. Прожиточный минимум в столице гораздо выше, проведенные расчеты показывают, что старший офицер Генерального штаба, полковник с выслугой более 20 лет (семья, как правило, состоит из четырех человек) получает в среднем ежемесячно около 5-5,5 тыс. руб., то есть живет за чертой бедности. За этой чертой его семья будет находиться и с 1 июля (6828 руб.), и с 1 января 2003 г. (7350 руб.). Среднемесячный доход чиновника его уровня, например советника аппарата Совета Федерации, составляет около 10 тыс. руб. По официальным данным комитета по статистике Москвы, среднемесячная зарплата работников предприятий всех форм собственности в январе-ноябре 2001 г. составила 6334 руб., в строительных организациях - 7420 руб., в организациях связи - 9286 руб.
Остроту проблемы с материальным положением военнослужащих, проходящих службу в центральном аппарате ВС РФ, по оценке экспертов, может несколько снизить приравнивание их окладов к окладам не чиновников федеральных министерств, а центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти, воинских званий - к окладам офицеров Федеральной службы охраны.
ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Документы, подписанные президентом, не выдерживают критики и с правовой точки зрения. Они еще не прошли обкатку практикой, но уже сейчас ясно, что здесь также много проблем.
В федеральном законе РФ от 7 мая говорится о соответствии основных типовых воинских должностей и воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы и квалификационным разрядам государственных служащих федеральных органов исполнительной власти (см. таблицу 3). Это, мягко говоря, не в полной мере согласуется со статьей 10 Конституции РФ, в которой государственная власть подразделяется на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, а также с указом президента # 357 от 1 июня. Закономерен вопрос: как же теперь будет выплачиваться денежное довольствие военнослужащим, проходящим госслужбу в органах судебной и законодательной власти?
Выписка из табеля соответствия воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, квалификационным разрядам государственных служащих
Таблица 3
Воинские звания |
Квалификационные разряды госслужащих |
Генерал армии, адмирал флота, генерал-полковник и адмирал |
Действительный государственный советник 1 класса |
Генерал-лейтенант, вице-адмирал |
Действительный государственный советник 2 класса |
Генерал-майор |
Действительный государственный советник 3 класса |
Полковник (капитан 1 ранга) и подполковник (капитан 2 ранга) |
Государственный советник РФ 2 и 3 класса |
Майор (капитан 3 ранга), капитан (капитан-лейтенант) и старший лейтенант |
Советник РФ 1, 2 и 3 класса |
Лейтенант, младший лейтенант и старший прапорщик (прапорщик) |
Советник государственной службы 1, 2 и 3 класса |
Старшина, старший сержант, сержант, младший сержант, ефрейтор и рядовой |
референт государственной службы 1, 2 и 3 класса |
Помимо этого в табеле соответствия воинских званий военнослужащих квалификационным разрядам госслужащих, утвержденным указом от 1 июня, воинские звания старшего офицерского состава подполковник и полковник соответствуют квалификационным разрядам государственный советник 3 и 2 класса. Эти воинские звания присваиваются министром обороны. А согласно Закону "Об основах государственной службы Российской Федерации", присвоение квалификационных разрядов государственный советник РФ 2 и 3 класса, относящихся к высшим воинским и высшим специальным званиям (статья 89 Конституции РФ), производится президентом России только тем должностным лицам, которые замещают главные государственные должности в иерархии госслужбы. Кроме того, в вышеназванном табеле отсутствует квалификационный разряд государственный советник РФ 1 класса. Какому воинскому званию теперь будет соответствовать госслужащий, имеющий этот квалификационный разряд? Или военным никогда не быть государственными советниками РФ 1 класса?
Чиновники из администрации президента и правительства России в ходе слушаний успокаивали сенаторов и депутатов заверениями о том, что это лишь первый шаг на пути решения проблем военных. Хотелось бы в это верить.