0
3259
Газета Армии Интернет-версия

27.09.2002 00:00:00

Двойные стандарты "Рособоронэкспорта"

Тэги: рособоронэкспорт, опк


Мнение

ПОСЛЕ образования "Рособоронэкспорта" как единого посредника по торговле оружием система военно-технического сотрудничества (ВТС) не стала стабильнее.

Сегодня она построена по схеме "один плюс пять субъектов ВТС". "Один" - это госпосредник, который занимается только сбытовой (экспортно-импортной) деятельностью, а "пять" - организации и предприятия, разработчики и производители вооружений и военной техники, получившие ранее права экспорта продукции военного назначения по разрешенной номенклатуре.

Формально эта схема соответствует требованию закона о недопущении монополии одного субъекта ВТС. Однако в реальности "Рособоронэкспорт" и остальные субъекты ВТС находятся в абсолютно неравном положении.

До 90% экспортных поставок продукции военного назначения сконцентрировано "Рособоронэкспортом". Это предприятие имеет также и особый правовой статус. Его устав утвержден президентом Российской Федерации. Согласно уставу это специализированное предприятие находится непосредственно в ведении правительства Российской Федерации и наделено рядом административных полномочий. Стоящий же в силу личных связей за "Рособоронэкспортом" "административный ресурс" несравним с совокупными возможностями всех других субъектов ВТС.

Такое неравенство условий, в которых находятся госпосредник и предприятия - субъекты ВТС, порождает монополистическую конкуренцию. "Рособоронэкспорт" стремится к подавлению любыми доступными средствами деловой активности других спецэкспортеров.

Например, давно уже не секрет, что Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (КВТС) применяет двойные стандарты при распределении заявок инозаказчиков. Приказами Комитета для предприятий - субъектов ВТС закрыт ряд страновых рынков. Наряду с этим КВТС России возводит административные барьеры для проникновения предприятий - субъектов ВТС на те рынки, где позиции госпосредника ослаблены и скомпрометированы.

Итоги прошедшего года и перспективы текущего до предела обострили ситуацию. При объявленных 4,5 млрд. долл. валютных поступлений в целом от экспорта вооружений за 2001 г. "Рособоронэкспорт" поставил инозаказчикам по своим контрактам продукции только на 2,7 млрд. долл. По имеющимся данным, им получены до 500 млн. долл. в первом квартале 2001 г. за декабрьские 2000 г. поставки и около 800 млн. долл. авансов. В результате при планируемых в 2002 г. поставках техники на 3,5 млрд. долл. валютные поступления предполагаются в сумме порядка 2,7 млрд. долл. В истекшем году госпосредник потерпел ряд серьезных неудач в Индии (по бомбардировщикам Ту-22М3, крейсеру "Адмирал Горшков", самолету ДРЛО А-50), Малайзии, Южной Корее, Бразилии, Индонезии и других странах, зачастую по собственной вине. До предела сузилась и география рынка - львиная доля (по экспертным оценкам - до 85%) валютных поступлений приходится на "большую двойку" - Индию и КНР.

Одновременно в ходе реформирования оборонно-промышленного комплекса началось наконец реальное становление крупнейших холдингов, производящих финальную продукцию и способных уже сейчас самостоятельно продвигать ее на внешнем рынке при предоставлении им соответствующего права. Тем более что иностранных заказчиков привлекают качество и оперативность работы непосредственно с производителями закупаемой продукции, которые готовы адаптировать поставляемую технику под требования заказчика и выполнять полный комплекс услуг.

Правительство Российской Федерации в утвержденной им федеральной целевой программе "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 гг.)" рассматривает наделение системообразующих государственных холдингов правами на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения как одно из важнейших условий их успешного функционирования. Очевидно, что только промышленные холдинги, опираясь на анализ своих научных и производственных возможностей, в состоянии вырабатывать и осуществлять долгосрочную рыночную стратегию.

В складывающихся условиях "Рособоронэкспортом" было внесено в администрацию президента Российской Федерации предложение монопольно замкнуть на себя весь экспорт готовой продукции, а в целях соблюдения буквы закона - разрешить другим субъектам ВТС поставлять запчасти и комплектующие изделия. Учитывая то, что в структуре поставок "Рособоронэкспорта" запасные части составляют, по оценкам экспертов, не более 4% от общего объема экспорта готовой продукции, или ориентировочно 80 млн. долл. в год, потери от такого решения для госпосредника незначительны, а выгоды весьма ощутимы.

Между тем анализ показывает, что сокращение числа научных и производственных предприятий - субъектов ВТС не обеспечивает ни в краткосрочной, ни в долгосрочный перспективе роста совокупного объема российского оружейного экспорта, однако приводит к увеличению объемов поставок государственного торгового посредника.

Таким образом дилемма, поставленная перед президентом России, заключается в выборе между возможностью "перераспределить значительные финансовые потоки" и необходимостью создания институциональной основы развития оборонно-промышленного комплекса страны.

Первый путь более прост для власти и весьма интересен для конкретных чиновников. Однако он означает снятие естественных ограничителей перед лежащим в основе экономического поведения государственного торгового посредника стремлением к максимизации текущей прибыли в ущерб реализации глобальной рыночной стратегии.

В ситуации чистой монополии, ввести которую предлагает "Рособоронэкспорт", госпосредник приобретает возможность извлечения гарантированных сверхдоходов за счет увеличения комиссионного вознаграждения, страхования, транспортных и накладных расходов от 20 и выше процентов от стоимости контрактов, изъятия на оплату услуг иностранных посредников и консультантов до 30% валютной выручки (судя по отдельным сегодняшним примерам).

Как выясняется, это еще не предел. Промышленность уже сотрясают подковерные скандалы, связанные с удержанием "Рособоронэкспортом" с предприятий дополнительных сумм в размере от 4 до 10% цены контракта сверх всех согласованных контрактными документами затрат и вознаграждений комиссионера.

Складывается и система косвенного перераспределения средств. Для этих целей под крышей "Рособоронэкспорта" формируется конгломерат дочерних предприятий и фирм-спутников - ООО "ОборонИмпекс", ЗАО "Оборонконверс", ЗАО "Промпоставка", ЗАО "Рособоронэкспорт-инвест", ЗАО "Высокие технологии России", ДГУП "Внешнеэкономическое объединение "Госконсим-Р", ДГУП "Рособоронэкспорт-ТБ" и др., включаемых в обслуживание внешнеторговых сделок. Так, в частности, "ОборонИмпексу", учрежденному совместно с Внешэкономбанком, передаются операции с клиринговыми валютами, позволяющие изымать у изготовителей продукции часть экспортных поступлений на разнице коэффициентов валютного покрытия.

В итоге предприятия промышленности, являющиеся головными исполнителями контрактов, получают не более 50-55% валютной выручки (без вычета налогов и прочих расходов). До кооперации же второго и третьего уровней доходят лишь остатки средств.

В погоне за сверхприбылями монопольный государственный посредник начинает концентрироваться на поставках в традиционные страны - импортеры новейших образцов вооружения и военной техники, что неизбежно ведет к деградации региональной структуры экспорта и падению экспортного потенциала.

Возможность столь хищнического поведения, прогрессирующего по мере монополизации госпосредником внешнеторговых функций, объясняется не только его доминирующим положением в системе ВТС. Другая фундаментальная причина заключается в том, что "Рособоронэкспорт" никогда не являлся и не является в действительности торговым посредником в собственном смысле этого понятия.

Посредническая деятельность состоит в оказании производителям продукции фактических и юридических услуг по ее реализации. Посредник (комиссионер, агент), действуя на основании договора комиссии (торгового поручения, агентирования), обязан заключать сбытовые договоры с покупателем по поручению и в интересах производителя.

Между тем "Рособоронэкспорт" сначала заключает контракты с инозаказчиками и только потом договоры комиссии с изготовителями техники. Этот, казалось бы, незначительный нюанс переворачивает с ног на голову всю сущность деятельности государственного посредника, определенную законом. Вместо организации, нанимаемой оборонной промышленностью для продвижения ее интересов на внешнем рынке, "Рособоронэкспорт" стал самодостаточной конторой, дистанцирующейся от нужд промышленности и диктующей ей любые свои условия.

Поражает, что сложившееся положение вещей не только признается руководством "Рособоронэкспорта" естественным, но и возводится в ранг официальной, публично декларируемой идеологии.

Более того, госпосредник уже претендует на управление предприятиями и производственной кооперацией. В этом ряду стоят попытки определять головных исполнителей работ по контрактам, а также назначать предприятия для осуществления комплектования и отгрузки запасных частей, агрегатов, учебного и вспомогательного имущества к военной технике, поставляемой инозаказчикам. ФГУП "Рособоронэкспорт" целенаправленно добивается включения своего руководства в органы управления создаваемых в оборонно-промышленном комплексе интегрированных структур. Сегодня его представители входят в советы директоров ОАО "ОКБ имени Сухого", ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" и др. Процесс пошел дальше - один из сотрудников "Рособоронэкспорта" предложен для избрания генеральным директором ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение".

В этой связи крайне неубедительно звучит тезис об особых торговых умениях госпосредника и его квалифицированном загранаппарате как основании для закрепления за ним монополии на оружейный экспорт.

Нельзя, однако, не отметить и некоторые возможные позитивные последствия принятия подобного решения. Введение такой монополии возлагает на "Рособоронэкспорт" всю полноту политической ответственности за состояние оборонной промышленности в стране, поскольку поступления от военно-технического сотрудничества составляют более двух третей ее доходов. Претензии за незагруженные производственные мощности и рост неплатежеспособности предприятий должны будут предъявляться к госпосреднику и признаваться итогом его неэффективной контрактной работы.

В последнее время социологи фиксируют резкое падение доверия руководителей оборонных предприятий к правительственному курсу. 46% руководителей убеждены в стагнировании ситуации, а 35% считают, что оборонно-промышленный комплекс будет деградировать и дальше. Можно уверенно прогнозировать, что дальнейшее углубление социальной и политической напряженности, вызываемое переразмерностью отечественного оборонного комплекса и гигантскими структурными диспропорциями, ближе к 2004 г. просто взорвет монополию государственного торгового посредника в сфере экспорта вооружений, оставив в истории этот рудимент российской экономики переходного периода.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Екатерина Трифонова

Презумпция невиновности отступит перед вновь открывшимися обстоятельствами

0
1191
Выборное законодательство испытают на регионах

Выборное законодательство испытают на регионах

Иван Родин

Федеральному Центру хотелось бы спрашивать за результат, а не отвечать

0
1207
Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ольга Соловьева

Космическая и беспилотные госпрограммы поставлены на паузу

0
1692
Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Иван Родин

Россия будет отмечать 9 августа окончание в 1944 году стратегической Ленинградской битвы

0
1575

Другие новости