0
508
Газета Армии Интернет-версия

11.10.2002 00:00:00

Реформирование по кривой

Тэги: реформа, авиация, обучение


Ситуация

Боевая авиация, как, впрочем, и все наши Вооруженные силы, испытывает острую нехватку квалифицированных руководящих кадров. Для этих целей еще в конце 70-х была создана специальная форма обучения - курсы по подготовке руководящего офицерского состава. Уже тогда стало ясно, что в новых условиях потребуются новые способы и методы управления системой эксплуатации боевой авиационной техникой (БАТ) частей и соединений Вооруженных сил. Так в ВВИА им. Н.Е. Жуковского появились курсы по подготовке руководящего инженерного состава (ПРИС). Были созданы материальная и учебная базы, отработаны программы подготовки, подготовлены методические материалы и опытные преподаватели, которые не понаслышке знали о грамотной эксплуатации БАТ и тенденциях развития.

Основное предназначение курсов - подготовить будущую смену инженеров-руководителей с учетом быстроменяющихся условий применения и эксплуатации авиационной техники. Идея сама по себе очень хорошая.

Новая форма подготовки авиационных инженеров-руководителей с момента своего зарождения пользовалась повышенным вниманием со стороны командования и интересом у обучаемых. Однако в середине 90-х вместе с необратимыми процессами, происходящими в нашей авиации, она постепенно сошла на нет, а года четыре назад вместе с изменением статуса инженерной академии на университет, по решению Генерального штаба, была передана из Академии Жуковского в Академию Гагарина. Из инженерной в одночасье она превратилась в командную. Интересно, что российские слушатели, как ни просили их оставить, все равно были переведены, доучиться дали лишь┘ белорусам. Так в пылу реформирования утеряли одну из главных составляющих военного образования - авиационных инженеров-руководителей.

Сегодня можно спорить о содержании (тому ли учили), продолжительности (2 или 3 года), организации процесса обучения и качестве преподавания, но то, что разрушена целостная система подготовки думающих инженеров, - бесспорно. Ибо сама форма подготовки офицеров - людей, уже имеющих высшее образование, - позволяла формировать новое мировоззрение, образ мышления, взгляды на организацию эксплуатации современной БАТ. Совместное обучение инженеров, которые уже успели не на словах, а на деле поруководить ИАС в самых различных ситуациях и регионах, открывало широкие возможности для того, чтобы остановиться, задуматься, сверить свои ориентиры, обсудить, поспорить, найти точки соприкосновения и попытаться выработать основные принципы формирования будущей системы эксплуатации.

Что же принесла передача? Она подорвала саму основу подготовки: взаимосвязь эксплуатационных свойств с эффективностью применения, тенденций изменения технического состояния (ТС) АТ со способами управления. Осталась лишь формальная сторона организации инженерно-авиационного обеспечения (ИАО) боевой подготовки и боевых действий авиации. Строить организацию ИАО без знания закономерностей изменения ТС АТ и способов управления - это то же самое, что возводить здание, не зная свойств фундамента. Более того, ПРИС успел стать своего рода "кузницей" научных и преподавательских кадров. Сегодня уже практически невозможно найти и подготовить настоящего ученого - педагога - эксплуатационника.

К сожалению, реформирование военного образования идет по кривой, где часто движущей силой выступает не содержание и не механизм функционирования системы формирования будущих знаний, а личные амбиции "реформаторов". ПРИСу нужно вернуть базу для подготовки грамотного инженера-руководителя - понимание сущности процессов, происходящих в АТ и в системе ее эксплуатации. И только на этой основе формировать навыки и умения управления техническим состоянием на более высоком уровне с использованием самых современных методов и способов обучения.

Что касается непосредственно самой организации, подготовка инженеров должна строиться на базе инженерного вуза, бесспорно, с участием командной академии, особенно в части проведения совместных командно-штабных учений, где командир и инженер учатся работать вместе бок о бок, сначала на карте, а затем и в реальной обстановке, с активным участием НИИ ЭРАТ с его научно-практической направленностью, которая позволит поднять уровень в любой области эксплуатационного знания, НИИ логистики с его охватом всего жизненного цикла ЛА, с участием разработчиков и производителей АТ, тренажеров и перспективных систем обучения.

Примером безграмотного руководства может служить варварская утилизация БАТ, когда "под нож пошли" десятки тысяч единиц техники, в то время как ММПП "Салют", просящий в счет погашения долга поставить бывшие в эксплуатации двигатели АЛ-21 Ф3 для использования в качестве промышленных ГТУ, получил лишь десяток. О каком грамотном управлении парком БАТ может идти речь?

Реформирование армии начинается с реформирования военного образования, а подготовка руководящего состава начинается с подготовки, простите за тавтологию, самой системы подготовки руководящих кадров.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Антивирусная вакцина может оказаться пустышкой

Антивирусная вакцина может оказаться пустышкой

Иван Шварц

Коронакризис продолжится в случае неэффективности новых препаратов

0
1976
НАТО не собирается отдавать Афганистан талибам

НАТО не собирается отдавать Афганистан талибам

Андрей Серенко

Североатлантический союз подтвердил верность партнерству с афганской армией

0
647
Власти США отменили высылку иностранных студентов при онлайн-обучении

Власти США отменили высылку иностранных студентов при онлайн-обучении

  

0
419
Минпрос: только 25% школ готовы к качественному дистанционному образованию

Минпрос: только 25% школ готовы к качественному дистанционному образованию

0
248

Другие новости

Загрузка...