0
1245
Газета Армии Интернет-версия

06.12.2002 00:00:00

Военный бюджет не совершенен

Тэги: дума, бюджет, радионов


- ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ, какова ваша оценка военной составляющей федерального бюджета на 2003 год?

- В цифрах все выглядит красиво. На финансирование расходов по разделу "Национальная оборона" предусмотрено более 345 миллиардов рублей, или 2,65% объема валового внутреннего продукта. Не буду утомлять вас статистикой и приведу только несколько цифр: на строительство и содержание Вооруженных сил будет выделено более 326 миллиардов рублей, военная программа Минобороны России по атомной энергетике составит около 13 миллиардов, обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки - около 4 миллиардов.

Увеличение расходов по сравнению с бюджетом текущего года составляет около 62 миллиардов рублей, или 21,6%, то есть фактически лежит в пределах роста общих расходов федерального бюджета в размере 20,5%. Но необходимо учесть инфляцию, поэтому увеличение расходов на оборону по сравнению с 2002 годом всего лишь на 0,15%.

Нужно отметить, что недостаточность средств для сохранения существующих темпов утилизации атомных подводных лодок и химического оружия увеличивает риск инцидентов. Если в прошлые годы в среднем отходы ядерного топлива выгружались из 18 подлодок, то в объемах установленного на 2003 год финансирования возможно выгрузить топливо из 6 АПЛ.

Итак, мы практически остаемся на том уровне, на котором были в прошлые годы. Пока объявленного как одно из приоритетных увеличения финансирования оборонных расходов в проекте бюджета на следующий год не произошло. Для полного решения Вооруженными силами задач в будущем году и начала реального переоснащения войск современными образцами вооружения и военной техники требуется дополнительно сумма около 65-70 миллиардов рублей. Поэтому оснований для особого оптимизма нет, особенно в свете ожидаемого увеличения тарифов на транспорте и в топливно-энергетическом комплексе.

- Министр обороны Сергей Иванов высказывал мысль о том, что мы должны изменить расходы бюджета, изменив соотношение между расходами на содержание и на развитие Вооруженных сил. Это в бюджете на следующий год прослеживается или нет? И еще, на ваш взгляд, какие статьи бюджета наиболее проблемные?

- К сожалению, пока это не прослеживается. Можно точно сказать, что выплата денежного довольствия с учетом его повышения с 1 января 2003 года и индексации в 1,11 раза с 1 октября этого же года обеспечены полностью. Помимо этого полностью будут обеспечены расходы на оплату труда служащих Российской армии с учетом увеличения с 1 октября 2003 года ставки первого разряда ЕТС с 450 до 600 рублей, а также увеличения в 1,11 раза с октября заработной платы госслужащих.

Если говорить о проблемных статьях, то начнем с продовольственного обеспечения. При расчетной усредненной стоимости в 2003 году общевойскового суточного продовольственного пайка в размере примерно 48-50 рублей в нарушение статьи 14 Закона "О статусе военнослужащих" (приостанавливается на 2003 год) установлена денежная компенсация взамен продпайка в размере 20 рублей. В пределах выделенных средств могут быть полностью обеспечены натуральным пайком и котловым питанием не более 67% военнослужащих.

Не лучшим образом обстоит дело с вещевым довольствием. Все военнослужащие будут обеспечены только полевой формой одежды, о парадной речи не идет. Выпускникам вузов, кроме того, выдадут комплекты повседневной формы одежды. Законопроектом предлагается начиная со следующего года установить ограничение на погашение задолженности военнослужащими по вещевому обеспечению в размере не более 3000 рублей.

Критическая ситуация может сложиться с транспортным обеспечением. В настоящее время имеют право на бесплатный проезд в отпуск около 2 миллионов военнослужащих и членов их семей. Бюджет сможет обеспечить не более 50% общей численности, что, естественно, повлечет за собой дальнейшее увеличение количества обращений военнослужащих в суды. Пока нет ясности и с компенсацией транспортным предприятиям расходов за бесплатный проезд военных на городском и пригородном транспорте. Требуется изыскать около 4 миллиардов рублей.

Не будет разрешена проблема и с транспортными расходами по перевозке грузов и техники Минобороны. Сейчас долги за воинские перевозки составляют около 1,7 миллиарда рублей, и эта цифра возрастет к концу года. В связи с реформой Министерства путей сообщения расходы Минобороны еще более увеличатся.

Что касается дефицита топлива и ГСМ, то даже для покрытия минимальных потребностей недостает около 2 миллиардов рублей. Поэтому обеспечить в полном объеме оперативную и боевую подготовку, особенно летного состава и плавсостава, не представляется возможным.

- Как будут профинансированы другие социальные статьи оборонного бюджета?

- На медицинское, санаторно-курортное обеспечение и содержание детских дошкольных учреждений будет выделено от 30 до 65% требуемых средств.

Самая острая проблема - это жилье. Можно сказать, что при обеспечении установленных бюджетом 2003 года объемов финансирования на строительство жилья и приобретение сертификатов в текущем году будет получено около 23 тысяч квартир.

По статье "Военная реформа" для Минобороны выделено на строительство и закупку жилья около 10 миллиардов рублей из суммы в 13, из которых 4 миллиарда пойдет на строительство служебного жилья, оставшиеся 6 - на обеспечение программы "Государственные жилищные сертификаты". Наш комитет просил из этой суммы 6 миллиардов, то есть 30% направить на закупку квартир у строительных компаний.

Почему? Программа ГЖС из года в год не реализуется. Была проведена большая работа и в комитете, и в Минфине, в результате чего принята поправка. Теперь до 20% этих средств пойдет непосредственно на закупку жилья, а остальные 80% будут реализованы через сертификаты.

- Что даст раскрытие большей части статей оборонного бюджета?

- Я считаю, что мы немного засекретились. Целый ряд цифр из года в год сообщаем в различные международные институты и организации. И народ, собственно говоря, главный налогоплательщик, должен знать, куда идут деньги. Любой избиратель, задав вопрос депутату об оборонном бюджете, должен получить конкретный ответ. Все должно быть прозрачно. Во многих государствах такой порядок уже давно существует. Естественно, должны быть и закрытые статьи.

- Как вы оцениваете нынешнюю систему денежного довольствия военнослужащих?

- Произошли колоссальные изменения в денежном содержании в связи с отменой льгот, и этот баланс до конца всеми нами еще не прочувствован. Но, беседуя в войсках с людьми, спрашиваю у офицеров: "Больше ты стал получать?" Отвечают: "Да". Спрашиваю: "Лучше вы стали жить". Отвечают: "Нет. Пока этого не наблюдается". Поэтому судить о реальности повышения материального положения военнослужащих пока еще рано.

Но почему во время принятия закона, по которому увеличивается денежное довольствие и отменяются льготы, я голосовал за правительственный пакет законов? Еще в советские времена, когда я служил в Главном управлении кадров, были ситуации, при которых не было возможности повысить напрямую денежное довольствие военнослужащих. Так мы буквально придумывали обходные пути. Например, в мою бытность в ГУКе родилась идея убрать подоходный налог с военнослужащих, и мы инициировали отмену изымания этого налога с них. Вводились и различные коэффициенты на льготы при прохождении службы в районах со сложными климатическими условиями, инициировались со стороны руководителей регионов различные надбавки, то есть работали все время на плюс.

С другой стороны, все эти льготы в целом унизительны для военнослужащих. Неужели он не способен оплатить, например, квартиру? Офицер должен иметь достойное денежное содержание, чтобы не думать о материальной стороне, тогда он будет отдавать всего себя службе. Думаю, что в идеале военный должен иметь и служебную квартиру, и свое жилье. Человек в погонах должен быть в состоянии оплатить любое жилье, которое хочет иметь. К этому мы должны прийти и, надеюсь, скоро придем.

К сожалению, пока информации о реальных расходах и материальном положении военнослужащих в связи с принятием этого закона нет ни у Минфина России, ни у Минобороны, поэтому мы и не определились. Выводы делать рано, вот когда придем к общему знаменателю и поймем, что мы сделали, приняв этот закон, как теперь ощущают себя военнослужащие, то тут же необходимо будет прореагировать.

Считаю, что в повышении материального положения военнослужащих останавливаться нельзя. Это задача комитета Государственной Думы по обороне, фракции "Единство" и партии "Единая Россия".

Необходимо постоянно думать и делать реальные шаги в этом направлении. Но надо помнить, что доходная часть бюджета - "мешок с деньгами" - одна. И если берешь оттуда, то знаешь за счет кого - учителей, врачей, детей, пенсионеров. Надо больше думать и работать, чтобы содержимое "мешка" значительно увеличивалось.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
710
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
702
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
574
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
370

Другие новости