0
3360
Газета Армии Интернет-версия

14.02.2003 00:00:00

Бацилла старения разъедает ядерный щит и военную авиацию

Михаил Ходаренок

Об авторе: Николай Максимович Безбородов - депутат Государственной Думы, заместитель председателя комитета Госдумы по обороне, генерал-майор авиации.

Тэги: колумбия, катастрофа


ПРИЧИНЫ недавней катастрофы американского челнока "Колумбия" самым прямым образом проецируется на состояние ракетно-ядерных вооружений в России. К какому бы заключению ни пришли американские эксперты об истинном источнике трагедии, все равно уже сейчас ясно - в основе разрушения корабля лежат чисто технические причины. "Колумбия" просто износилась. Ведь "возраст" у этого космического челнока - весьма почтенный, его собрали еще в 1981 г. Это был самый старый среди шаттлов.

Между тем большинство отечественных межконтинентальных баллистических ракет - почти столь же преклонных лет, следовательно, и технические болезни у них, безусловно, те же, что у "Колумбии". Нехватка денежных средств на великодержавную армию побуждает военно-политическое руководство страны продлевать так называемые гарантийные сроки эксплуатации российских МБР. Голоса тех, кто предупреждает о возможных трагических последствиях подобного эксперимента, остаются не услышанными.

Генерал армии Юрий Яшин, в свое время возглавлявший Государственную техническую комиссию при президенте России, а до того занимавший должность первого заместителя главкома Ракетных войск стратегического назначения, считает, что трагедия с шаттлом "Колумбия" - это предупредительный звонок для российских специалистов. В беседе с корреспондентом "НГ" он недвусмысленно заявил: "Надо внимательно относиться к сохранению технической надежности систем. Наши ракетные установки несут дежурство 10-15 лет. И когда некоторые "оптимисты" начинают говорить о том, что можно продлить ресурс еще на 15-20 лет, то это - до очередного взрыва. Технический ресурс не обеспечен, поэтому нужно придерживаться тех требований, которые заложили конструкторы в их первоначальном замысле".

Пока российских ракетчиков Бог миловал от тяжелых происшествий, однако у американцев они уже случались. Например, с МБР "Титан-2", сходные по техническим характеристикам с отечественными жидкостными межконтинентальными баллистическими ракетами, не раз происходили ЧП. 9 августа 1965 г. при проведении регламентных работ одна из них взорвалась. Погибли 53 человека. Трагедия повторилась 24 августа 1978 г. и 20 сентября 1980-го. Причем эти ракеты находились на боевом дежурстве. В результате Пентагон был вынужден отказаться от использования "Титан-2".

Еще большую опасность таит в себе продление сроков эксплуатация ядерных боевых частей ракет. Они тоже имеют жесткие сроки надежности. На официальном уровне об этой проблеме говорится очень мало и глухо. Но ведь даже специалисты не могут точно сказать, как поведет себя ядерная боевая часть, когда пройдены пределы гарантийных сроков ее эксплуатации. Дело в том, что каждая боевая часть начинена несколькими десятками килограммов обычного взрывчатого вещества. Оно используется для так называемого обжатия - создания критической массы для начала ядерной реакции. А обычное взрывчатое вещество обладает способностью растрескиваться и менять свои свойства. Но и это еще не все: часть головок имеет сменные элементы с тритиевыми составляющими, у них вполне определенный срок службы, жестко определяемый периодом полного распада. И никакими волевыми усилиями законы физики не отменить.

Боевая часть к межконтинентальным ракетам - фактически продукт штучного изготовления. Ранее их делали практически вручную. За те долгие годы, когда шел процесс сокращения числа ядерных боеголовок, это производство было остановлено, а сегодня, можно сказать, и утрачены соответствующие профессионалы-производственники (довольствовались советским запасом ядерных боеголовок). Специалисты склонны считать, что замена ядерных боевых частей с истекшими сроками службы на российских ракетах - задача совершенно неподъемная.

Если сами ракеты иногда и проверяют выборочными пусками, то боевые части - никогда. Главным образом этому препятствует мораторий на проведение ядерных испытаний. Словом, ядерные боеголовки способны преподнести любой трудно прогнозируемый сюрприз. Может возникнуть ситуация покруче, чем с шаттлом "Колумбия".

Ситуация с безопасностью полетов в военной авиации действительно кризисная. Только в Вооруженных силах в период с 1 января 2000 г. по настоящее время произошло 32 авиационных происшествия, в ходе которых погибли 44 члена экипажа и 111 пассажиров, утрачены 25 самолетов и 8 вертолетов. Кроме того, в этот же период, по данным Службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил Российской Федерации, в авиационных инцидентах получили повреждения 31 самолет и 21 вертолет.

Скорбный список дополняют авиация внутренних войск МВД, потерявшая 6 вертолетов (погибли 7 членов экипажей и 15 пассажиров) и авиация Федеральной пограничной службы - 5 повреждений авиационной техники. Общий итог: 55 самолетов и 40 вертолетов. По штатной структуре это 4 полка.

Уточним, в эти цифры не включены боевые потери Вооруженных сил в Чечне. То есть ежегодно военная авиация России теряет больше, чем по авиационному полку.

За этот же период в трех силовых ведомствах, располагающих собственной авиацией, произошло 969 авиационных инцидентов. Практически по одному в день!

Две трети авиационных происшествий, по информации служб безопасности полетов силовых структур, обусловлено нарушениями и ошибочными действиями авиационного персонала при организации и выполнении полетов, так называемым человеческим фактором.

Практически половина авиационных происшествий, допущенных по человеческому фактору, связана со снижением уровня профессиональной подготовки авиационных командиров, вследствие увольнения части наиболее опытных офицеров и генералов. Среди главных причин увольнения подготовленных летчиков в авиации Погранслужбы, например, называют резкое ухудшение материально-бытовых условий службы, падение престижа летной профессии и отсутствие летной перспективы.

Каждое четвертое происшествие обусловлено снижением уровня натренированности летного и инструкторского состава вследствие уменьшения среднегодового налета и неритмичности выполняемых полетов. В ходе прошедшего недавно сбора руководящего состава Вооруженных сил Российской Федерации как значительное достижение отмечалось, что средний налет летчиков ВВС составил в 2002 г. 21 час (в 2001 г. - 13,7 часа). Это при том, что минимальным всегда считался налет от 100 до 150 часов в год, в зависимости от типа летательного аппарата.

Вторая основная причина: усталость металла. Состояние техники - это аксиома - напрямую влияет на количество катастроф и аварий. О том, каково это состояние, судите сами: средний возраст всех вертолетов в военной авиации России сегодня 15-20 лет, а Ми-24 - более 20 лет. 70% вертолетного парка требует незамедлительного ремонта.

В авиапроисшествиях, произошедших из-за отказов техники, потеряно семь самолетов и один вертолет. Причем отказы происходили практически на всех типах самолетов: транспортных (Ил-76мд, Ан-12), учебных (Л-39, МиГ-29уб) и боевых (МиГ-31, Су-27п).

Например, причиной аварии основного транспортного самолета ВВС Российской Федерации Ил-76мд стал пожар в районе закрылков левой консоли крыла, приведший к отказам в работе топливной, гидравлической систем и системы управления закрылками. Пожар в отсеке правого двигателя привел к аварии МиГ-29уб. Усталость металла (усталостное разрушение рабочих лопаток первых ступеней турбины) - причина аварий сразу двух Л-39 и вертолета Ми-24п (усталостное разрушение рычага поворота лопасти несущего винта).

К факторам, определяющим высокий уровень аварийности, Служба безопасности полетов относит также износ аэродромных средств обеспечения безопасности полетов (более половины средств радиолокационного оборудования, связи и навигации эксплуатируется свыше 15 лет и требует списания) и состояние взлетно-посадочных полос. Искусственное покрытие более половины действующих аэродромов превысило установленные сроки эксплуатации.

Специалисты убеждены, что если срочно не принять кардинальных мер, то к 2010 г. военная авиация России будет представлять большую угрозу для собственной страны - для летчиков, пассажиров, всех граждан, над которыми она летает, - чем для вероятного противника. Впрочем, не исключено, что до 2010 г. вообще не останется военной авиации. Потеряв менее чем за три года 55 самолетов и 40 вертолетов, ВВС приобрели лишь единичные экземпляры новой техники. А армейская авиация за последние семь лет и вовсе не получила ни одного нового вертолета.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1412
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1355
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1578
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1303

Другие новости