-ВИТАЛИЙ ИВАНОВИЧ, чем все же завершилось заседание правительства России?
- Общий итог до определенной степени похож на результаты заседания, состоявшегося 21 ноября прошлого года. Только тогда речь шла о рассмотрении концепций перехода к новой системе комплектования военной организации РФ, а сейчас в повестке дня вопрос был поставлен иначе: об основных показателях проекта Федеральной целевой программы (ФЦП) на 2004-2007 годы по обеспечению комплектования воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и ее финансово-экономическом обосновании.
Кстати, и тогда министр обороны перед заседанием выражал уверенность, что доложенная им концепция будет утверждена, и сейчас заявлял, что правительство РФ согласится с основными положениями ФЦП. Однако и в ноябре 2002-го его уверенность не оправдалась, и в апреле 2003-го ситуация такая же. И все потому, что представленные основные положения ФЦП оказались неубедительными, подверглись серьезной критике, причем не только со стороны традиционного оппонента МО - руководителя фракции СПС Бориса Немцова, но и со стороны членов правительства и его председателя.
В конце концов окончательная формулировка решения в процессе заседания правительства России 24 апреля 2003 года так и не была выработана. А 21 ноября 2002 года, напомню, итог работы свелся к дипломатичной формулировке "принять к сведению". Но то, что не будет однозначного одобрения доложенных Минобороны основных положений ФЦП и их финансово-экономического обоснования, ясно уже сейчас.
Основные положения ФЦП, разработанные Минобороны, не решают проблем, которые выдвигает общество. В военном ведомстве не намерены менять систему комплектования и характер военной службы всех солдат, матросов, сержантов и старшин так, чтобы эта служба не отпугивала молодежь от армии и флота, а притягивала, чтобы молодые люди шли на службу добровольно, чтобы принудительное пребывание на военной службе не превращалось в еще один "налог", который падает, как правило, на самые беззащитные и обездоленные семьи. Не ведут эти положения ФЦП и к решению двуединой задачи, которую сформулировал президент РФ в "Основах государственной политики по военному строительству на период до 2010 года". Задачи же эти состоят в том, что начинать переход на контрактную систему надо со всех частей постоянной готовности и несущих боевое дежурство, а призыв сохранить для поддержания мобилизационного ресурса - отнюдь не для службы в "линейных частях", как сказал министр обороны.
Что касается финансово-экономического обоснования ФЦП, то озвученные военным ведомством расходы на планируемые мероприятия показались многим участникам заседания завышенными. Да еще по тем статьям и видам расходов, которые мало связаны с переходом к новой системе комплектования.
В итоге можно сказать, что правительство РФ уточнило требования к ФЦП и к расходам, которые следует при этом учитывать. Председатель правительства ясно назвал срок действительной военной службы по призыву, на который следует ВС РФ перейти в обозримом будущем - до 1 года, хотя мы продолжаем настаивать на том, чтоб он был не более 6 месяцев.
Пока не ясно, как будут окончательно сформулированы результаты заседания правительства РФ в протоколе, но в любом случае есть основания считать их весьма конкретными и, на наш взгляд, положительными. Реакция наших оппонентов, озлобленные нападки на сторонников последовательной военной реформы эту оценку полностью подтверждают.
- В чем точки зрения Минобороны и Института экономики переходного периода совпадают и в чем расходятся?
- Исключительно важно отметить, что, несмотря на концептуальные разногласия двух групп разработчиков - от Минобороны и ИЭПП, - в ходе дискуссий произошло и положительное дело: сближение позиций по многим вопросам. Сейчас, например, уже все сошлись в едином мнении о том, что денежное довольствие даже рядового солдата или матроса должно быть достаточно высоким, достойным. Наше требование остается прежним: денежное довольствие должно превышать среднюю заработную плату на 10-20%. Причем "потолок", учитывая инфляцию, должен периодически уточняться. Сблизились представления о решении жилищных проблем контрактников. Главный упор должен быть сделан на переоборудование казарм в общежития. Согласованной можно считать и стратегию набора: основное внимание надо уделять воинам, отслужившим полгода и получившим нужную военно-учетную специальность, а не лицам до 40-летнего возраста, как было объявлено в начале псковского эксперимента. Практически совпадают представления о неденежных стимулах привлечения добровольцев на контрактную службу.
А в чем же тогда расхождения? Обратите внимание на название представленной Министерством обороны ФЦП. Это, оказывается, программа "по обеспечению комплектования воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту". Совсем иное, чем в "Основах", утвержденных президентом РФ. Там вначале говорится о программе "перехода к комплектованию воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту". А далее объясняется, для чего следует после перехода сохранить призыв: "как один из элементов новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов". Слово "новое" есть и в Послании президента РФ 2002 года. Там он сказал о "новой системе комплектования и сокращения сроков службы для призывников" и добавил: "Причем, подчеркну, существенно сокращенные сроки". Именно этого не хотят наши оппоненты. Ни к какой новой системе комплектования военной организации они переходить в обозримом будущем не собирались, по крайней мере это следовало из доклада министра. Соберутся ли сейчас? Не знаю.
- Как, на ваш взгляд, будет происходить дальнейшее продвижение подготовленных документов?
- Правительство уточнило главное - объем и направленность работ, которые должны быть выполнены разработчиками ФЦП для того, чтобы она соответствовала чаяниям народа и требованиям президента РФ, являющегося, напомним, еще и Верховным главнокомандующим. Так что разработчикам ФЦП есть над чем активно поработать в оставшиеся дни до 1 июня - срока представления проекта ФЦП в правительство РФ.
Наш институт, как известно, протокольным решением правительства РФ от 21 ноября был включен в состав разработчиков ФЦП. И мы работали, когда нам предоставляли эту возможность представители Министерства обороны. Однако они зачастую препятствуют нашей деятельности, не предоставляя нам даже несекретные документы, на которых стоит гриф "для служебного пользования", сообщаемые в ОБСЕ сведения о наших воинских частях, и тому подобное.
По нашим оценкам, начав переход в 2004 году, можно будет уже к концу 2006 года довести укомплектованность Вооруженных сил солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими службу по контракту, до 400 тысяч военнослужащих. Такой уровень укомплектованности достаточен для сокращения продолжительности военной службы по призыву до 6 месяцев и, главное, для изменения ее предназначения - только в целях первоначального обучения военной специальности, принятия присяги и подготовки гражданина к осмысленному действию. Пусть он решает: служить ли ему добровольно далее в течение не менее 3 лет, или увольняться и переходить в состав мобилизационного ресурса (резерва). Расходы на осуществление такой программы представляются нам вполне посильными для современной экономики России.
Мы знаем, что противников у такой программы много. Догадываемся, что нам будут противодействовать. Но не отступать же, если мы убеждены в правоте наших оценок. Мы готовы к сотрудничеству со специалистами Минобороны, но по-честному. Если есть методические разногласия или расхождения в исходных данных, давайте привлечем независимых экспертов, рассчитаем все параметры, оценим различные варианты реформы, обоснованно выберем наилучший. Или хотя бы вынесем на окончательное решение правительства и президента РФ эти оценки.