- НИКОЛАЙ МАКСИМОВИЧ, всем известно, насколько жестко взяли под свой контроль депутаты выплаты так называемых "боевых" денег военнослужащим, участвующим в проведении контртеррористической операции в Чеченской Республике. Сейчас думский комитет по обороне взялся за изменение законодательства об обязательном государственном страховании военнослужащих. Что нового в инициативах парламентариев?
- Анализ действующего законодательства показал наличие пробелов в сфере обязательного государственного страхования военнослужащих. Пока остановлюсь только на одной проблеме: порядке страхового обеспечения семей военнослужащих, погибших вследствие самоубийства.
В соответствии с действующим законодательством страховые суммы подлежат выплате членам семьи военнослужащего, покончившего жизнь самоубийством, только в том случае, если на момент смерти срок его военной службы составлял более двух лет. Таким образом, родственники военнослужащих, проходивших службу по призыву, лишены права на получение страхового обеспечения. А таких военнослужащих немало. Об этом, считаю, совершенно правильно писала ваша газета в одном из недавних номеров. ("НВО", # 18, 2003 г. - Ред.)
Отмечу, что данное положение противоречит базовому нормативному акту в этой сфере - Гражданскому кодексу. Нижняя палата парламента поддержала инициативу Комитета по обороне о внесении необходимых изменений в данной сфере законодательства.
- А как в целом обстоит ситуация с государственным страхованием военнослужащих?
- Права и гарантии военнослужащих в сфере обязательного государственного страхования их жизни и здоровья стали привычными в последние десять лет. Такова специфика военной службы, что она связана с риском для жизни, и государство взяло на себя обязательство материально помочь всем, кто служит, и тем самым поддержать семью, потерявшую кормильца. Это особенно важно в условиях проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе, нахождения российских военнослужащих в других горячих точках.
Отмечу, что обязательное государственное страхование военнослужащих в нашей стране было введено постановлением Совета Министров СССР еще в 1990 г. Однако его положения еще довольно долго оставались бездействующими, поскольку не был разработан механизм их практического применения. Существовавший на тот момент Госстрах пытался делать страховые выплаты через свои структуры, но с распадом СССР свернул свою деятельность, так как был не в состоянии обеспечить страховую защиту людей в погонах. Положение изменилось лишь после принятия пакета военных законов, в том числе Федерального закона "О статусе военнослужащих". Эти нормативные акты составили правовую основу системы социальной защиты людей в погонах, пострадавших при исполнении воинского долга. Вопросы же их практического применения были закреплены в постановлении правительства Российской Федерации 1993 г. # 295, а весной 1998 г. в Федеральном законе "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих..." Именно этим актом определены страховые случаи и размеры страховых сумм, подлежащих выплате в конкретных ситуациях.
- Какие же суммы выплат предусмотрены?
- В связи с тем, что в прошлом году были увеличены оклады денежного содержания военнослужащих по должности, а с января сего года и по воинским званиям, произошло заметное увеличение страховых выплат. Судите сами, если до этого минимальный размер выплаты рядовому, проходящему службу по призыву и получившему травму, составлял 3,6 тысячи рублей, то сейчас - 6,8 тысячи. Увеличена сумма, выплачиваемая при досрочном увольнении солдата или матроса.
Еще более заметно выросли страховые суммы в тяжелых случаях. Став инвалидом 2-й группы, военнослужащий срочной службы до 1 июля прошлого года получал 36 тысяч рублей, сейчас - 68 тысяч. Родители погибшего при исполнении обязанностей военной службы солдата получат почти 200 тысяч рублей, почти вдвое больше, чем раньше. В два раза увеличились размеры выплачиваемых страховых сумм и для офицеров.
- В последнее время произошли какие-либо изменения в организации системы государственного страхования военнослужащих, в организации выплат?
- В самом механизме на протяжении ряда лет принципиальных изменений не происходит. И это, на наш взгляд, является свидетельством стабильности и эффективности созданной в России системы государственного страхования военнослужащих.
Если говорить непосредственно о выплатах, то, как нас проинформировали, разработанные страховщиком совместно с Министерством обороны на сегодняшний день технологии позволяют рассматривать до 400 комплектов страховых материалов в день, быстро получить любую информацию по региону, в считаные секунды дать необходимую справку застрахованному.
В целях гарантированного получения страховых сумм для застрахованных по всей стране страховщик Минобороны открывает новые именные лицевые счета в Сбербанке, на которые перечисляет деньги. Во избежание ошибок при зачислении платежей на личные счета застрахованных и возможных неточностей на сберкнижки деньги не перечисляют. Вся процедура занимает до 5 дней. Для тех, кто был ранен в Чечне, введена упрощенная процедура оформления документов - не через командование части, где проходил службу солдат или офицер, а непосредственно в госпитале. Если речь идет о тяжелораненом, то для получения страхового возмещения военнослужащему требуется представить в страховую компанию лишь справку из госпиталя и личное заявление пострадавшего. Вообще оформление и начисление денег по выплатам, связанным с крупными страховыми событиями, сегодняшним страховщиком Минобороны производится в течение суток, а через Сбербанк России деньги до непосредственных адресатов доходят в течение трех дней.
Кстати, отмечу, что, как сообщили депутатам, недавно принято решение о том, чтобы увеличить с 3 до 5 лет сроки хранения всех документов по страховым событиям, связанным со службой на Северном Кавказе. Дело в том, что очень часто люди больше нигде не могут найти нужную им информацию, кроме как у страховщиков.
К сожалению, ежегодно до 12% неправильно оформленных материалов страховщики вынуждены отправлять назад. Как следствие - задержки с выплатами. Другая проблема: военнослужащий срочной службы, задержавшийся с лечением свыше положенного срока службы, иногда необоснованно увольняется командиром не по болезни, а как выслуживший установленный срок. Тем самым он фактически лишается права на выплату страховой суммы по досрочному увольнению и порой единовременного пособия в размере 60 окладов.
Разобрались мы и с вопросом страховых выплат военнослужащим, проходящим службу за границей. Нам неоднократно задавали вопрос, действительно ли военнослужащие, которые проходят службу за границей, не могут рассчитывать на выплаты по обязательному государственному личному страхованию. Это не так. Просто страховое возмещение, согласно действующему законодательству, они могут получить только на территории России.
Но у тех российских военнослужащих, которые проходят службу в Республике Таджикистан, на Украине (в Севастополе), в Казахстане (на Байконуре), есть возможность получить деньги через полевые учреждения Сбербанка России, которые открыты в этих государствах. Более того, страховые выплаты получают и родственники пострадавших российских военнослужащих, которые являются гражданами других государств - стран СНГ. Многие родственники погибших на атомоходе "Курск", проживающие на Украине, получили полагающиеся им выплаты через полевое учреждение Сбербанка РФ в Севастополе, остальные или сами лично, или по доверенности - через учреждения Сбербанка РФ на территории России. Недоразумения, если имеют место, чаще всего происходят из-за того, что родственники погибших российских военных - граждане других государств просят перечислить страховые возмещения на счета в банках тех стран, где они проживают. И не задумываются при этом, что за перевод денег и конвертацию рублей в другую валюту им придется заплатить порядка 12% от перечисленной суммы.
В общем, можно констатировать, что в последние годы общими усилиями властей и страховщиков немало сделано в плане реализации прав и гарантий военнослужащих. Но эта работа постоянно совершенствуется, ее организация должна быть понятной и доступной для всех застрахованных.