0
833
Газета Армии Интернет-версия

05.09.2003 00:00:00

Чужой здесь сапог не вымоет

Юрий Сумбатян

Об авторе: Юрий Гайкович Сумбатян - профессор, доктор философских наук, полковник в отставке.

Тэги: Индия, Пакистан, вооружение, гонка


СТРАТЕГИЧЕСКИЙ курс Индии в области военной политики направлен на закрепление за страной одной из ведущих мировых держав. В его основе совершенствование и развитие экономического, научно-технического и военного потенциала.

В конце 90-х гг. Индия стала новой ядерной державой. Буквально через несколько дней аналогичное оружие испытал Пакистан. Поскольку Индия опередила Пакистан, то на нее пали основные обвинения в "развязывании гонки ядерного вооружения на субконтиненте". Разъясняя позицию своей страны, президент Индии Нараянан отмечал, что Республика Индия по-прежнему остается сторонницей разоружения, а испытания были вынужденным ответом на стратегическую ситуацию в регионе. В то же время Индия в одностороннем порядке объявила мораторий на ядерные испытания. По данным индийской комиссии по атомной энергии, страна добилась крупных успехов в деле обуздания атомной энергии и сегодня в состоянии произвести атомное оружие суммарной мощностью 200 килотонн. Эти данные получены в ходе пяти ядерных испытаний в мае 1998 г. Идет процесс доработки баллистических ракет средней дальности "Агни" и расширение производства оперативно-тактической ракеты.

Индия неоднократно заявляла, что она не намерена применять первой атомное оружие, и стремится к всеобщему и полному его уничтожению.

Вооруженные силы Индии являются самыми мощными в Южной Азии после китайских. При численности населения более 1 млрд. человек они насчитывают 1 млн. 175 тыс. человек (СВ - 980 тыс., ВВС - 140 тыс., ВМС - 55 тыс.). Военный бюджет - 9,9 млрд. долл. (1998 г.). В СВ входит 11 армейских корпусов, 35 дивизий (3 бронетанковые, 4 быстрого реагирования, 18 пехотных, 9 горнопехотных, 1 артиллерийская), ракетный полк, 15 бронетанковых, пехотных, горнопехотных, зенитных артиллерийских, инженерных и воздушно-десантная бригады. На вооружении они имеют свыше 3400 танков, более 4000 буксируемых артиллерийских орудий.

ВВС Индии к концу 90-х гг. располагали 772 боевыми самолетами и 32 боевыми вертолетами советского (российского) и иностранного производства. Они стали четвертыми в мире по количеству боевых самолетов. ВМС входят в десятку ведущих военных флотов мира и насчитывают до 30 подводных боевых кораблей и 19 подводных лодок.

Индия - традиционный покупатель российского оружия. За последние 40 лет Россия поставила Индии вооружений на сумму 30 млрд. долл. С 1990 по 1996 г. Индия импортировала из России вооружения на 3,5 млрд. долл. Сегодня ежегодные поставки оцениваются примерно в 1 млрд. долл. Во время поездки в Индию в октябре 2000 г. президент РФ Владимир Путин, давая оценку военно-техническому партнерству России с Индией, в беседе с журналистами заявил, что Индия в этой области зарекомендовала себя как очень надежный партнер как по уровню, так и по качеству сотрудничества.

Необходимо при этом заметить, что Индия в последнее время предпочитает не покупать готовые изделия, а брать лицензии на их производство. Сегодня потребности вооруженных сил Индии в современных вооружениях и боевой технике обеспечивают 39 отечественных оборонных предприятий и 8 научно-исследовательских организаций. В основном ВПК республики выполняет задачи по выпуску танков, боевых машин пехоты, различных систем вооружений и боеприпасов к ним, а также компонентов к военной технике и вооружениям, поставляемых ранее Индии Советским Союзом. Создаются варианты легкого истребителя для ВМС, 12-ствольные установки залпового огня, электронной системы управления различных типов и предназначения, композиционные материалы для ВВС и ВМС, радарные системные ПВО и др.

В Конституции Республики Индия отмечается: "Оборонная политика должна быть направлена на сохранение прочного мира на континенте посредством переговоров и сотрудничества между различными государствами региона и одновременно на поддержание в армии высокой степени боевой готовности с целью отпора любой внешней агрессии".

Коалиционное правительство Индии в главе с лидером националистической Бхаратия Джеанта партии (БДП) Ваджепан наметило основные направления политики индийского руководства в области обеспечения национальной безопасности страны на ближайшие пять лет. Это нашло свое отражение в программном документе правящей коалиции, получившем название "Национальная повестка дня". Наиболее важными являются создание Совета национальной безопасности, совершенствование высших органов военного управления, принятие на вооружение баллистических ракет, а также разработка ядерной концепции государства.

Противоречия с Пакистаном сосредоточены вокруг принадлежности Кашмира и других спорных проблем, по существу являющихся производными от основного противостояния двух стран. Не снижающаяся напряженность заставляет Индию постоянно держать крупную группировку войск на границе с Пакистаном.

В последние годы наметилась тенденция к нормализации индийско-китайских отношений. Вместе с тем Индия и Китай, как наиболее мощные страны в Азиатском регионе, соперничают за лидерство, что не может не накладывать свой опечаток на их двусторонние отношения.

По мнению многих наблюдателей, сейчас, после укрепления позиции Индии на международной арене и вполне определенных успехов в сфере экономики, наступило время, когда просто необходимо модернизировать вооруженные силы и привести их в соответствие с велением времени и достижениями науки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1603
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1690
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
767
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
1123

Другие новости