0
999
Газета Армии Интернет-версия

12.09.2003 00:00:00

Минобороны увековечило казарменный мордобой

Тэги: рукоприкладство, армия, законы, реформа


НА ДНЯХ заместитель генерального прокурора Российской Федерации - главный военный прокурор генерал-полковник юстиции Александр Савенков констатировал существенный рост неуставных проявлений в Вооруженных силах. По сравнению с прошлым годом количество подобных преступлений выросло с 2 до 2,5 тыс. При этом 16 военнослужащих погибли. С одной стороны, непримиримая борьба военной прокуратуры с проявлениями казарменного хулиганства не может не вызывать удовлетворения. С другой стороны, не снижающееся количество "палок" за этот вид преступлений в докладах о состоянии правопорядка все же наводит на грустные размышления и свидетельствует о главном - никакими наскоками и столь модными прокурорскими "десантами" эту застарелую проблему отечественной армии не решить. Ключ к ее решению лежит отнюдь не в прокуратуре. Та лишь "бьет по хвостам". А многочисленный аппарат военных воспитателей - там, безусловно, есть немало умных голов - объективно не в состоянии изменить ситуацию с насилием в казарме. Рост мордобоя носит исключительно системный характер и призывами, очередной кампанией или заурядными угрозами суровой расправы над потенциальными нарушителями этого не искоренить.

Значительно возросло количество преступлений, связанных с рукоприкладством, то есть начальники продолжают применять грубое физическое насилие в отношении своих подчиненных. Рост составил 40%. На этот факт тоже можно посмотреть с разных ракурсов. Разумеется, случаи избиения подчиненных не могут не взволновать общественности. Но в то же время государство само провоцирует единоначальников размахивать кулаками, практически полностью лишив командиров дисциплинарных прав. Для злостных нарушителей дисциплины среди военнослужащих срочной службы сегодня только два взыскания - выговор и строгий выговор. Поэтому законных средств, с помощью которых можно навести порядок в отечественной казарме, где временами летают табуретки и спинки от кроватей, у российских командиров нет. Отсюда и рост мордобития. В этом и источник достаточно экзотического преступления, когда заместитель командира воинской части в звании майора в качестве наказания за систематические невыходы на службу ничего лучше не придумал, как держать одного из подчиненных, лейтенанта, почти три месяца в подвальном помещении под замком, за что и был осужден в 2003 г. к одному году лишения свободы.

В рамках существующих нормативных актов и уставов сделать фактически ничего нельзя. Разве что командир, принципиально возбуждающий уголовные дела против "дедовальщиков", сам роет под собой яму. После первого процесса над единоначальником сгустятся тучи вышестоящего неудовольствия, после второго - служебная карьера непримиримого борца с казарменным хулиганством будет успешно завершена.

Отсюда и следующий системный недостаток - "укрывательство". Только в этом году, по словам Александра Савенкова, возбуждено более 300 уголовных дел в отношении командиров и начальников, которые предпринимали попытки скрыть "неуставщину", тем самым лишая военнослужащих их права на здоровые и безопасные условия прохождения военной службы. Прекрасно, что военная прокуратура обратила внимание на вину офицерства в ненадлежащем поведении старослужащих, однако если судить о командире по количеству "палок" в отчетных документах (а с советских времен в этом плане ничего принципиально не изменилось), то число злостных укрывателей будет только расти. Иными словами, борьба с "недоносительством" и тут имеет явно выраженный характер сражения с ветряными мельницами.

Нет ничего удивительного в том, что руководство страны и высший офицерский состав Вооруженных сил не способны выработать действенные меры по укреплению воинской дисциплины и правопорядка, обходясь призывами, накачками и прибегая в своей практике к донельзя избитым штампам и приемам.

Все это достаточно ярко показывает, что призывная армия изжила себя. Ее существо пришло в антагонистическое противоречие с базовыми демократическими принципами современного российского общества: "губа" отменена, а без нее воспитательный армейский механизм стал недееспособным. Значит, нет другого пути, кроме как приспособить внутренние устои армии под демократические принципы общества. В данном случае "приспособить" - значит в кратчайшие сроки сделать армию профессиональной.

В таком случае и дисциплинарные механизмы воздействия на личный состав становятся совершенно иными. Главное их свойство состоит в том, что они не унижают человеческое достоинство, исключают всякое физическое насилие, не побуждают командный состав вольно или невольно преступать закон.

Все очень просто и естественно, все решают законы рыночной экономики - профессионала есть возможность штрафовать в соответствии с тяжестью совершенного проступка. Да и изначально у него совершенно иное отношение к воинской службе. Система штрафов лишь слегка нивелирует его линию поведения, не ущемляя его личности.

Иное дело обязательная служба из-под палки. Без изъятой из армейского обращения гауптвахты - то есть насилия над личностью без суда и следствия - не обойтись. Такова природа призывной армии. Гауптвахты нет, так ее заменил командирский кулак - природу не обманешь.

Министерство обороны затягивает переход армии на профессиональные рельсы, значит, мордобой будет процветать еще долгие годы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ вступила в историческую битву с ЛДПР

КПРФ вступила в историческую битву с ЛДПР

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Конкуренция партий в ходе президентских выборов уйдет в прошлое

0
1020
Орбан пригрозил не пустить Киев в Евросоюз и оставить его без денег

Орбан пригрозил не пустить Киев в Евросоюз и оставить его без денег

Геннадий Петров

СБУ заподозрила венгерского премьер-министра в сотрудничестве со спецслужбами РФ

0
1024
Макрон хочет выйти из немилости у арабского мира

Макрон хочет выйти из немилости у арабского мира

Игорь Субботин

Франция ужесточает риторику в отношении действий Израиля

0
736
Отечественная промышленность на пороге кадровой революции

Отечественная промышленность на пороге кадровой революции

Анастасия Башкатова

Трудовых мигрантов будет больше, но индустрии это вряд ли поможет

0
1124

Другие новости