"ОФИЦЕР по пиару майор Иванов ". Можно ли представить такое? А вот в Британии, скажем, "офицер по пиару майор Смит" ничуть не смущается так представляться. Потому как занимается этим "майор Смит" вполне официально и в самых что ни на есть благих целях. А ознакомившись с подходами к этому делу непосредственно в туманном Альбионе, корреспондент "НВО" убедился, насколько примитивно организованы в этом смысле информационные структуры отечественных силовых ведомств.
НИКОГДА НЕ ГОВОРИТЬ ЛОЖЬ И НЕ ОТМАЛЧИВАТЬСЯ
- Мы отвечаем за репутацию вооруженных сил, связь армии с общественностью, и делаем все, чтобы формировать позитивный имидж военной службы, - так заявил "НВО" господин Мартин Говард, директор Главного управления по корпоративным связям (связям с общественностью) (ГУКС) Министерства обороны Великобритании. Этот улыбчивый чиновник, не имеющий специального образования, но занимающий должность, соответствующую генерал-майорской, отвечает не только за контакты со СМИ, но и за разработки образовательных программ, информационное обеспечение боевых операций, выпуск собственной печатной продукции.
Под его началом 130 человек (в аналогичной структуре российского Минобороны сотрудников меньше ровно на сотню). Все, с кем из них удалось пообщаться, неизменно подчеркивали, что пиар - это лишь сопутствующий сегмент их деятельности. Понимать это следует так: "пиарить" то, что не отражает суть происходящих в армии и на флоте процессов, в ГУКС никогда не будут. Поскольку это уже напрямую касается репутации всего Минобороны. Один из основных принципов здесь: никогда не говорить ложь и ни в коем случае не отмалчиваться. Нескольких серьезных проколов будет достаточно, чтобы завтра кпд ГУКС был равен нулю.
В разветвленной структуре этого "идеологического департамента" существуют самые разные подразделения. Кроме привычной пресс-службы есть, например, служба менеджмента, отдел проектов и пропаганды в СМИ, отдел планирования... Сотрудники занимаются организацией выставок и веб-сайтов, съемкой документальных и художественных фильмов (к услугам военных пиарщиков прибегал сам Стивен Спилберг!), работой с письмами и обращениями, связью со школами и т.д.
Кстати, о пиаре военной службы в учебных заведениях (этакой военно-патриотической работе). Ничего "зазорного", "старомодного" в ГУКСе в этом не видят. Напротив, привлечение молодежи в армию и на флот (только в Королевские ВМС ежегодно приходит до 5 тыс. человек) считается одним из самых перспективных направлений. Под эти цели каждый год выделяется до 10 млн. фунтов стерлингов.
В ГУКСе убеждены, что это необходимо всем англичанам (несмотря на то что поголовного призыва в Великобритании нет с 1961 г., да и в профессиональной армии по статистике желают служить не более 1% молодых людей). Тут такой подход: выросло уже несколько поколений, слабо представляющих, для чего нужен "человек с ружьем" и немалый военный бюджет. Пробел в этих знаниях и призвано ликвидировать главное управление по корпоративным связям. Его стратегическая задача - заручиться общественной поддержкой.
ЖУРНАЛИСТА НАДО ЛЮБИТЬ
В освещении армейской тематики британские СМИ подчас страдают теми же пороками, что и наши. Нередко добытая фактура подается предвзято, тенденциозно, поверхностно. "Журналисты проявляют скупой интерес к тому, что в строй вводится уникальный корабль, - с сожалением констатировали сотрудники ГУКСа. - А вот если на этом корабле забеременеют несколько женщин-военнослужащих, это будет на первых полосах и во всех подробностях..."
Впрочем, здесь шутят, что на пользу любая публикация, кроме некролога. На деле же сами стараются формировать информационный фон и устанавливают плотный контакт с журналистами, даже с теми, кто специализируется на "чернухе". "Нам необходимо относиться к СМИ как к деловым партнерам и заказчикам объективной информации", - говорят в ГУКСе.
Особенно важно это в период военных операций. Опыт Фолклендских островов, Югославии, Афганистана да уже и Ирака убедил, что в боевых порядках, должны находиться свои, "ведомственные" операторы, сопровождающие войска и обеспечивающие "картинкой" многочисленных репортеров. Ведь в зоне боевых действий не всегда могут, да и не должны находиться посторонние лица. Для этого здесь разворачиваются и мобильные группы новостей, другие структуры, продумывающие все - вплоть до обеспечения журналистов... пивом. Свою сверхзадачу в ГУКСе видят в том, чтобы создавать не идеологическую "сухомятину", а интересные сюжеты.
Ежегодный бюджет управления составляет не менее 1 млн. фунтов стерлингов. Часть тратится на размещение материалов в СМИ на правах рекламы. К примеру, за публикацию о женщине-командире боевого корабля одному из изданий заплачено 20 тыс. фунтов стерлингов. Таким же образом в популярной газете появился материал о лучших флотских офицерах. Большое внимание уделяется привлечению в армию и ВМС представителей этнических меньшинств, для чего используется потенциал прессы, рассчитанной на эту категорию граждан. Кстати, для российского Минобороны последнее тоже может быть весьма актуально в связи с подписанным Владимиром Путиным указом о привлечении иностранцев на российскую военную службу.
Допуск журналистов в части и на корабли здесь также не забюрократизирован. У командира есть право решить этот вопрос самостоятельно. И "отшивать" журналиста, как заверили в ГУКСе, ни с того ни с сего не станут. Должны быть достаточно веские основания, чтобы отказать ему в информации. "Ведь если мы не поможем журналисту разобраться в сути вопроса, - говорят в ГУКСе, - он напишет что-нибудь не то. Да и в любом случае необходимо упреждение информационного удара". Усилия затрачены не на то, чтобы помешать журналисту, а сориентировать его.
Сравнения с российскими армейскими чиновниками, априори уверенными в деструктивной роли "четвертой власти" (и попросту не умеющих работать с ней), делать излишне.
БОТИНКИ МОРПЕХА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕПУТАЦИИ
Что касается "пиар-офицеров" частей и на кораблях, то они выполняют эти функции в качестве дополнительной нагрузки, а отвечает за организацию этой работы непосредственно командир, которого никогда не бьют по рукам за желание разумно "засветиться" в СМИ. "Командир, который хотя бы раз в месяц не появляется на телеэкране, - плохой командир", - подчеркнули в ГУКСе.
Штатные же пресс-службы имеются лишь в крупных соединениях, наподобие военно-морской базы в Портсмуте. Когда офицеры пресс-службы и телецентра Черноморского флота подарили коллегам видеокассету со своим рекламным роликом, увиденное поразило англичан обилием ракетных пусков и стрельб. Зато наши моряки удивились тому, что в ролике о военно-морской базе Портсмута практически не оказалось никакой "боевухи". Зато было заснято, как живут британские моряки, какими социальными благами пользуются.
Интересная деталь: за возможность использования на своей продукции логотипа Королевских ВМС некоторые крупные компании платят немалые деньги.
А о репутации одной из фирм красноречиво свидетельствует тот факт, что она имеет честь производить обувь для британских морских пехотинцев, которая непременно должна иметь самое высокое качество.
Возможно, в этом основная разница между западным и отечественным пиаром. Популяризировать свой флот и армию мы пока можем лишь с помощью эффектных зрелищ вроде битья кирпичей о голову...
Лондон-Москва