0
838
Газета Армии Интернет-версия

28.11.2003 00:00:00

Пиво для журналистов от Минобороны

Тэги: Великобритания, прмия, пиар


"ОФИЦЕР по пиару майор Иванов ". Можно ли представить такое? А вот в Британии, скажем, "офицер по пиару майор Смит" ничуть не смущается так представляться. Потому как занимается этим "майор Смит" вполне официально и в самых что ни на есть благих целях. А ознакомившись с подходами к этому делу непосредственно в туманном Альбионе, корреспондент "НВО" убедился, насколько примитивно организованы в этом смысле информационные структуры отечественных силовых ведомств.

НИКОГДА НЕ ГОВОРИТЬ ЛОЖЬ И НЕ ОТМАЛЧИВАТЬСЯ

- Мы отвечаем за репутацию вооруженных сил, связь армии с общественностью, и делаем все, чтобы формировать позитивный имидж военной службы, - так заявил "НВО" господин Мартин Говард, директор Главного управления по корпоративным связям (связям с общественностью) (ГУКС) Министерства обороны Великобритании. Этот улыбчивый чиновник, не имеющий специального образования, но занимающий должность, соответствующую генерал-майорской, отвечает не только за контакты со СМИ, но и за разработки образовательных программ, информационное обеспечение боевых операций, выпуск собственной печатной продукции.

Под его началом 130 человек (в аналогичной структуре российского Минобороны сотрудников меньше ровно на сотню). Все, с кем из них удалось пообщаться, неизменно подчеркивали, что пиар - это лишь сопутствующий сегмент их деятельности. Понимать это следует так: "пиарить" то, что не отражает суть происходящих в армии и на флоте процессов, в ГУКС никогда не будут. Поскольку это уже напрямую касается репутации всего Минобороны. Один из основных принципов здесь: никогда не говорить ложь и ни в коем случае не отмалчиваться. Нескольких серьезных проколов будет достаточно, чтобы завтра кпд ГУКС был равен нулю.

В разветвленной структуре этого "идеологического департамента" существуют самые разные подразделения. Кроме привычной пресс-службы есть, например, служба менеджмента, отдел проектов и пропаганды в СМИ, отдел планирования... Сотрудники занимаются организацией выставок и веб-сайтов, съемкой документальных и художественных фильмов (к услугам военных пиарщиков прибегал сам Стивен Спилберг!), работой с письмами и обращениями, связью со школами и т.д.

Кстати, о пиаре военной службы в учебных заведениях (этакой военно-патриотической работе). Ничего "зазорного", "старомодного" в ГУКСе в этом не видят. Напротив, привлечение молодежи в армию и на флот (только в Королевские ВМС ежегодно приходит до 5 тыс. человек) считается одним из самых перспективных направлений. Под эти цели каждый год выделяется до 10 млн. фунтов стерлингов.

В ГУКСе убеждены, что это необходимо всем англичанам (несмотря на то что поголовного призыва в Великобритании нет с 1961 г., да и в профессиональной армии по статистике желают служить не более 1% молодых людей). Тут такой подход: выросло уже несколько поколений, слабо представляющих, для чего нужен "человек с ружьем" и немалый военный бюджет. Пробел в этих знаниях и призвано ликвидировать главное управление по корпоративным связям. Его стратегическая задача - заручиться общественной поддержкой.

ЖУРНАЛИСТА НАДО ЛЮБИТЬ

В освещении армейской тематики британские СМИ подчас страдают теми же пороками, что и наши. Нередко добытая фактура подается предвзято, тенденциозно, поверхностно. "Журналисты проявляют скупой интерес к тому, что в строй вводится уникальный корабль, - с сожалением констатировали сотрудники ГУКСа. - А вот если на этом корабле забеременеют несколько женщин-военнослужащих, это будет на первых полосах и во всех подробностях..."

Впрочем, здесь шутят, что на пользу любая публикация, кроме некролога. На деле же сами стараются формировать информационный фон и устанавливают плотный контакт с журналистами, даже с теми, кто специализируется на "чернухе". "Нам необходимо относиться к СМИ как к деловым партнерам и заказчикам объективной информации", - говорят в ГУКСе.

Особенно важно это в период военных операций. Опыт Фолклендских островов, Югославии, Афганистана да уже и Ирака убедил, что в боевых порядках, должны находиться свои, "ведомственные" операторы, сопровождающие войска и обеспечивающие "картинкой" многочисленных репортеров. Ведь в зоне боевых действий не всегда могут, да и не должны находиться посторонние лица. Для этого здесь разворачиваются и мобильные группы новостей, другие структуры, продумывающие все - вплоть до обеспечения журналистов... пивом. Свою сверхзадачу в ГУКСе видят в том, чтобы создавать не идеологическую "сухомятину", а интересные сюжеты.

Ежегодный бюджет управления составляет не менее 1 млн. фунтов стерлингов. Часть тратится на размещение материалов в СМИ на правах рекламы. К примеру, за публикацию о женщине-командире боевого корабля одному из изданий заплачено 20 тыс. фунтов стерлингов. Таким же образом в популярной газете появился материал о лучших флотских офицерах. Большое внимание уделяется привлечению в армию и ВМС представителей этнических меньшинств, для чего используется потенциал прессы, рассчитанной на эту категорию граждан. Кстати, для российского Минобороны последнее тоже может быть весьма актуально в связи с подписанным Владимиром Путиным указом о привлечении иностранцев на российскую военную службу.

Допуск журналистов в части и на корабли здесь также не забюрократизирован. У командира есть право решить этот вопрос самостоятельно. И "отшивать" журналиста, как заверили в ГУКСе, ни с того ни с сего не станут. Должны быть достаточно веские основания, чтобы отказать ему в информации. "Ведь если мы не поможем журналисту разобраться в сути вопроса, - говорят в ГУКСе, - он напишет что-нибудь не то. Да и в любом случае необходимо упреждение информационного удара". Усилия затрачены не на то, чтобы помешать журналисту, а сориентировать его.

Сравнения с российскими армейскими чиновниками, априори уверенными в деструктивной роли "четвертой власти" (и попросту не умеющих работать с ней), делать излишне.

БОТИНКИ МОРПЕХА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕПУТАЦИИ

Что касается "пиар-офицеров" частей и на кораблях, то они выполняют эти функции в качестве дополнительной нагрузки, а отвечает за организацию этой работы непосредственно командир, которого никогда не бьют по рукам за желание разумно "засветиться" в СМИ. "Командир, который хотя бы раз в месяц не появляется на телеэкране, - плохой командир", - подчеркнули в ГУКСе.

Штатные же пресс-службы имеются лишь в крупных соединениях, наподобие военно-морской базы в Портсмуте. Когда офицеры пресс-службы и телецентра Черноморского флота подарили коллегам видеокассету со своим рекламным роликом, увиденное поразило англичан обилием ракетных пусков и стрельб. Зато наши моряки удивились тому, что в ролике о военно-морской базе Портсмута практически не оказалось никакой "боевухи". Зато было заснято, как живут британские моряки, какими социальными благами пользуются.

Интересная деталь: за возможность использования на своей продукции логотипа Королевских ВМС некоторые крупные компании платят немалые деньги.

А о репутации одной из фирм красноречиво свидетельствует тот факт, что она имеет честь производить обувь для британских морских пехотинцев, которая непременно должна иметь самое высокое качество.

Возможно, в этом основная разница между западным и отечественным пиаром. Популяризировать свой флот и армию мы пока можем лишь с помощью эффектных зрелищ вроде битья кирпичей о голову...

Лондон-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1891
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4523
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2464
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2820

Другие новости