Пятнадцать лет тому назад 7 апреля вместе с новейшей атомной подводной лодкой "Комсомолец" погибли 42 моряка. Как известно, пожар, возникший в кормовом отсеке корабля, вызвал возгорание электрооборудования и аппаратуры в других отсеках, в том числе и в центральном посту на пульте управления.
Распространение аварийной ситуации практически по всей лодке свидетельствует о грубейших дефектах электрооборудования и аппаратуры, допущенных еще во время проектирования. Первейшее требование при борьбе за живучесть - локализовать аварию - оказалось невыполненным и совсем не по вине личного состава.
Так как аналогичное оборудование и технические решения были применены и на кораблях других проектов, было принято решение МСП и ВМФ # С-13/1788 от 1989 г. для всех кораблей (надводных и подводных) выполнить проработки по определению электрических цепей, не имеющих защиты от аварийных токов и потому способных приводить к возгораниям и распространению огня. Выполнение проработок было поручено НПО "Аврора".
Однако страх ответственности за грубые дефекты, допущенные еще при проектировании, вынудил ученых НПО изобрести наукообразный, но не имеющий физического смысла критерий, позволивший исказить истинное положение дел и скрыть конкретные причины возможных возгораний. Суть этого критерия в том, что электрическая цепь будет якобы защищена от возгораний при аварийных токах, если расчетный ток короткого замыкания будет в 2,5 раза больше номинального тока плавкого предохранителя. Выполненные таким образом "проработки" (методом подгонки под желаемый ответ) были утверждены и согласованы специалистами ЦКБМТ "Рубин" и НИИ ВМФ.
Возможно, эти специалисты были введены в заблуждение наукообразием и объемом проделанной работы. Попутно возникает вопрос: если специалисты ЦКБ "Рубин" не заметили грубого обмана, то в каком же состоянии находятся общекорабельные электрические цепи, разработанные этими специалистами в самом ЦКБ?
Думается, для таких специалистов будет полезным разъяснение ситуации на бытовом примере: представьте себе, что некий умелец в своей квартире для маломощного электроприбора сделал дополнительную проводку телефонным проводом, такая проводка может благополучно существовать не один десяток лет, но, случись замыкание, она вспыхнет раньше, чем сработает предохранитель, установленный у входа в квартиру, независимо от того, в каком месте находится эта самоделка (т.е. независимо от величины расчетного тока короткого замыкания). Если некоторым специалистам этот пример покажется слишком примитивным, то советую рассмотреть совместно токовременные характеристики предохранителей и проводов разного сечения - тогда абсурдность надуманного критерия будет особенно очевидной. Этот критерий включен в ныне действующий стандарт предприятия НПО "Аврора", т.е. порочное отношение к защите электрических сетей имеет место и в новейших разработках.
Скрытые дефекты корабельных электрических цепей подобны зажигательным минам замедленного действия и способны привести к новым авариям и катастрофам. Следует особо отметить, что такие же дефекты скрыты и на кораблях - носителях стратегического оружия.
Вызывает недоумение позиция руководства НИИ ВМФ, одной из основных функций которого является выполнение научно-технического контроля за работами в промышленности по заказам ВМФ. Последнее письмо, отправленное начальнику НИИ контр-адмиралу Захарову в ноябре 2003 г. с техническим обоснованием и предложением снять подписи специалистов НИИ на соответствующих документах и тем самым обязать НПО "Аврора" грамотно выполнить порученную еще в 1989 г. работу, так и осталось без ответа.
К анонимому звонку с угрозой какого-нибудь алкаша другие ведомства относятся более серьезно, чем господин адмирал к неоднократным открытым сообщениям о том, что жизни моряков-подводников угрожает опасность.
Желаю всем подводникам равного количества погружений и всплытий.